Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

Профессионализм без потери ценностей 

На конференции «НКО-профи» эксперты третьего сектора поговорили о смысле и преимуществе работы в НКО.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Агентство социальной информации провело в Центре «Благосфера» конференцию «НКО-профи», на которой состоялась дискуссия «НКО и миссия: что это такое – «работа со смыслом» и как этот смысл передавать в общество?». Спикеры и гости обсудили главные мотивы работы в НКО. 

«Все участники конференции, прежде чем зарегистрироваться, отвечали на вопросы о мотивации сотрудников в НКО, о миссии, некой высокой ценности, ради которой они и идут работать в некоммерческие организации, — рассказала директор АСИ Елена Тополева. — Судя по ответам, для многих работа в НКО — возможность менять жизнь к лучшему, решать конкретную социальную проблему. Большинство ответов, конечно, про то, что работа в НКО — работа со смыслом, ради миссии».

Хотя некоторые присутствующие эксперты попросили не преувеличивать значимость работы в НКО, потому что в каждой работе есть свой смысл. 

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Смысл и миссия

«При принятии новых людей на работу важны интересы самого человека, результаты его работы. Смысловая часть, конечно, не отрицается, но точно не ставится во главу угла, — утверждает Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social. — Людей цепляет личный интерес. Когда появляется здоровый рабочий азарт, им хочется погружаться в тему и научиться новому, а далее уже идет — комфортная среда, коммуникация, свобода. Смысл здесь не на первом месте».

По словам руководителя добровольческого движения «Даниловцы» Юрия Белановского, смысл — это всегда индивидуально, уникально и неповторимо. В любое дело каждый вкладывает что-то свое, свой смысл. Но интересы у команды могут совпадать.  

«Поддерживаю идею, что под смыслом каждый подразумевает что-то свое. И не до конца понятно окружающим, что имеет в виду тот или иной человек, это только его видение, — поделилась Дарья Алексеева, основатель и руководитель фонда «Второе дыхание», сети магазинов «Второе дыхание» (Charity shop). — Если я скажу, что смысл нашей организации в развитии осознанного потребления, то многие спросят: что мы под этим подразумеваем? И большинство сотрудников в это вкладывают что-то свое. Если мы не будем дополнять это прикладными задачами, то все будут идти в разные стороны, и единой концепции не будет. Реально можно говорить о смысле как о маркетинговом инструменте». 

Тем не менее, по словам Елены Альшанской, президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», значимость смысла и ценностей, особенно при подборе сотрудников, первична. 

«Если мы не совпадаем, и он не разделяет наших ценностей, то можем не сработаться. Понимание ценностей, которые несет наша деятельность, безусловно, первична. Ощущение осмысленности, при прочих равных с коммерческой сферой, удерживает людей», — считает она.

По мнению Альшанской, несмотря на то, что смысл есть во многих сферах деятельности и НКО не уникальны в этом, крутой профессионал, не разделяющий ценностей с командой, не сможет работать в фонде. 

«Семьи, которым мы помогаем, очень разные, и у многих людей может быть негативное отношение к ним. Если к нам приходит устраиваться человек, который считает, что таким помогать нельзя, например, алкоголиков нужно в вытрезвитель, он точно не будет работать с клиентами. Мнения должны совпадать», — говорит эксперт. 

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Это утверждение поддержал Юрий Белановский:

«Если наши ценности и смыслы совпадают, то только тогда мы можем разговаривать на одном языке и договариваться о совместной работе». 

«Аура доброты очень мешает»

По словам директора фонда «Добрый город Петербург» Оксаны Петровой, когда ищешь специалиста в конкретной области, то аура доброты очень мешает. 

«На собеседовании пытаешься это развеять: мы сейчас не про добро, а про качество, а потом уже мы с вами найдем и расставим границы, поработаем с ценностями. Хочется, чтобы люди двигались в сторону профессионализма, без потери ценностей», — утверждает Петрова. 

Дарья Алексеева дополнила эти слова: «Мы ищем людей для решения практических задач. Полезно и важно смотреть на личности, но специально добряков мы не ищем, и опыт работы в НКО не является для нас преимуществом». 

Возможность влияния

Помимо смысла, как подчеркнули собравшиеся, в работе в некоммерческом секторе есть еще пара плюсов — относительная свобода действий и возможность влиять на обстоятельства.  

«Ценности и смыслы в НКО можно представлять как присущее нашему сектору дополнительное преимущество, выражающееся в том, что ты можешь влиять на ход событий или вещей больше, чем на другой работе», — поделилась Елена Тополева. 

С этим согласна и Елена Альшанская, утверждая, что влияние и сводится к смыслу работы:

«Действительно, в НКО появляется возможность влияния, в процессе она существенно расширяется, и в этом тоже — ключевой смысл нашей работы».

«Если мы хотим с кем-то что-то изменить не ради прибыли, ради прибыли — уже бизнес, то, безусловно, это будет связано с совпадающими личными интересами», — согласился Юрий Белановский. 

Фото: Мария Муравьева / АСИ

В заключение дискуссии Инга Моисеева напомнила, что главное — быть честным и вести себя честно, так как люди верят не словам, а действиям. 

«Когда мы инклюзивные до мозга костей, но внезапно не берем на работу людей 40+. Когда мы говорим, что заботимся о подопечных, реализуем по три-четыре программы, но о своих сотрудниках мы не заботимся и можем накричать на них, заставить работать до полуночи, а также страшно возмущаться, что они в субботу не хотят работать. В этот момент рассыпается весь ореол доброты», — считает эксперт.

Моисеева добавила, что если с партнерами и сотрудниками честно говоришь, как все устроено, то партнер и сотрудник останется надолго.

Текст написан по итогам конференции «НКО-профи». Конференцию организует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи») и Фонда президентских грантов (проект «НКО-профи: информация, знания, практики»). Она состоялась 27 июня в Москве.

Другие материалы с конференции:

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике