Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Вижу результат своего труда»: как сотрудники НКО приходят в сектор и что их мотивирует

Участники конференции «НКО-профи» — о том, как они принимали решение о работе в НКО, есть ли в этой сфере «потолок» роста и что удерживает их в секторе.

Фото: Мария Муравьева/ АСИ

Как приходят в сектор

Как рассказали АСИ участники конференции, часть людей приходит в некоммерческие организации, потому что хочет работать с людьми и помогать нуждающимся. По словам председателя РООИ «Перспектива» Денис Роза, к работе в НКО она шла постепенно: работала в разных волонтерских и общественных организациях, помогала людям с инвалидностью.

«Не скажу, что резко приняла решение: «Хочу работать в НКО». Я просто поняла, что мне хочется делать что-то, что будет полезно людям, и будет виден результат моей деятельности. Так, первые годы работы в НКО мы знакомились с людьми с инвалидностью и узнавали их нужды. Честно говоря, меня удивляло, что первые несколько лет в России я не сталкивалась с ними, слишком изолированы были от общества, вся среда была недоступная и недружелюбная для людей с инвалидностью», — рассказала Денис Роза.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

По мнению директора АСИ Елены Тополевой, как раз постепенное знакомство с сферой НКО дает понять, насколько человек готов здесь работать и реализовать себя.  

«Некоммерческий сектор поэтапно входил в мою жизнь. Но поворотным моментом, пожалуй, было заседание клуба, где собирались руководители первых независимых НКО. Я пришла на заседание клуба, познакомилась с людьми, они рассказали, что делают, обсуждали, как помогают друг другу, и этот момент для меня стал поворотным. Именно это знакомство, истории этих людей привели меня к пониманию: это то самое, что мне безумно интересно, те самые люди, которые вызывают у меня восторг. Тогда я и решила, что хочу этим заниматься», — поделилась Елена Тополева.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Многие оказались в нужное время именно там, где в них больше всего нуждались. 

«Со своим ребенком оказалась как-то в больнице рядом с палатой для отказных детей. Сначала даже не догадывалась, почему дети все время плачут и почему они одни там. У заведующей узнала, что это дети, от которых отказались родители, и на которых нет госфинансирования, памперсов, питания — ничего. И это сильно меня, молодую маму, потрясло тогда. Я знала, какие у ребенка в этом возрасте потребности. Когда выписалась из больницы, не смогла оставить это и вернулась с помощью на следующий день. Потом продолжила помогать постоянно, и постепенно из этого вырос фонд», — рассказала президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Людей в некоммерческий сектор приводят и личные истории. 

«Когда-то я была подопечной фондов, требовалась помощь, собирали деньги. Потом я была волонтером, и позже все сложилось. Я по профессии экономист и случайно попала на вакансию финансового менеджера в фонде «Добрый город Петербург». Но на тот момент у меня еще не было задачи решать какую-то социальную проблему. Просто я могла совместить свою профессиональную карьеру с работой в некоммерческом секторе», — вспоминает директор фонда «Добрый город Петербург» Оксана Петрова

Еще больше историй о том, как люди приходят работать в НКО, можно найти в нашей серии интервью «НКО-Профи».

Что мотивирует 

По ее словам, в отличие от бизнеса, в НКО «потолок» роста сложно найти. 

«Можно расти как экономист, как управленец, как человек, который работает с людьми, руководит людьми. И каждый раз делать интересные проекты. Вместе с командой и партнерами, в том числе из бизнеса, мы ищем, какую программу разработать и как ее реализовать, сочетая бизнес-задачи и цели фонда по развитию территорий», — подчеркнула Оксана Петрова.

«Для меня важен уровень собственной свободы, возможность самореализации», — добавила исполнительный директор D-Group.Social Инга Моисеева

«По сравнению с госструктурами мы можем пробовать что-то новое, есть некая гибкость в принятии решений. Например, мы много интересного увидели у зарубежных коллег и апробировали. Самые успешные кейсы продолжаем развивать сегодня: инклюзивное трудуоустройство,  “уроки доброты”, кино без барьеров, хакатоны (челлендж) для студентов — архитекторов и многое другое. В НКО больше возможностей. Все, кто в нашей команде давно работают, заметили, как изменилось общество по отношению к людям с инвалидностью, в том числе благодаря нашей деятельности», — подчеркнула Денис Роза. 

Многие руководители НКО согласны с этим утверждением, считая третий сектор платформой не только для развития, но и для влияния на внешние условия, в том числе на законодательном уровне. 

По словам президента ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» Павла Гамольского, работа некоммерческого сектора с точки зрения финансов уже налажена, но изменения законодательства происходят каждый месяц и постоянно нужно следить за этим. 

«Это и мотивирует нас развиваться, мониторить все поправки, консультировать организации, — утверждает Гамольский. — Если в крупных городах это более-менее налажено — есть аудиторские компании, консультанты, ресурсные центры, то в менее крупных населенных пунктах получить профессиональную помощь в сфере бухучета и налогообложения, финансового управления довольно сложно. Здесь выручают наши вебинары, когда человек может находиться в любой точке России, но остается в курсе всех новостей в этой сфере». 

Почему остаются в НКО

«Третий сектор очень изменился за последнее время, — считает Денис Роза. — Сейчас здесь работают больше не просто энтузиасты, а уже настоящие профессионалы, и мне нравится быть частью этого сообщества».

Елена Альшанская говорит, что остается в секторе из-за смысла, который она видит в своей работе:

«Для меня важна осмысленность деятельности. Я вижу результат своего труда, это мне интересно и дает отдачу, понимаю, что от этого есть какой-то толк. Я бы не смогла работать в сфере, где я бы не видела значимости. У всех разная мотивация, нет одинаковых людей в секторе, у кого бы она совпадала, но когда мы видим, что можем что-то изменить и на что-то повлиять, это вдохновляет продолжать свое дело».  

Фото: Валерия Закирова / АСИ

Елена Тополева дополнила, что разнообразие тематики, харизматичность людей и их приверженность к миссиям — основные составляющие того, что удерживает многих в секторе. 

«Все это по-прежнему меня греет, не планирую никуда уходить. Мне интересно, причем в разных ипостасях, заниматься развитием некоммерческого сектора», — говорит директор АСИ.  

Многие ответили, что просто не мыслят себя без этой сферы. 

«Это хорошее дело, приносящее вполне конкретные плоды, позволяющее вечером ложиться спать с ощущением, что день прожит не зря. И опять же, не на что это менять. Ну пойду я торговать пылесосами, вряд ли это меня порадует сильнее. И не очень понимаю смысла подобных перемен. Здесь же я сам себе хозяин», — утверждает президент фонда «Предание» Владимир Берхин.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Текст написан по итогам конференции «НКО-профи». Конференцию организует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи») и Фонда президентских грантов (проект «НКО-профи: информация, знания, практики»). Она состоялась 27 июня в Москве.

Другие материалы конференции:

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике