Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Колонки

«Скорая помощь» для НКО

Пермский Центр ГРАНИ начал работать в формате «скорой помощи». Рассказываем, что это значит и в чем польза для НКО.

Фото: Лилия Гатауллина / АСИ

НКО постоянно сталкиваются с проблемами, которые не могут решить так срочно, как это необходимо. Формат «скорой помощи» говорит сам за себя, это требуемая поддержка прямо сейчас: встраивание в жизнь организации и работа «в поле». Когда сотрудники или привлекаемые эксперты на время становятся членами команды самой организации и помогают решать задачи изнутри. 

Не консультация, не подряд, не юруслуга

Разберем на примере. Один из «клиентов» Центра ГРАНИ в Новосибирске взаимодействует с региональными министерствами финансов и здравоохранением. Стоя за их спиной, вместе с ними мы формируем пакет документов, который необходимо согласовывать, и делать это нужно здесь и сейчас. Выясняем, в чем проблема, готовим шаги, затем вместе командой — три специалиста на выезде непосредственно в НКО, еще один — юрист — «по удаленке» — продумываем наиболее оптимальный выход. 

Если говорить конкретно про Новосибирск, то «скорая помощь» НКО была связана с разработкой решений о том, каким образом должна выглядеть документация по размещению на рынке некоторой услуги по ФЗ № 189 «О социальном заказе», которая до этого никем не оказывалась.

Все задействованные госучреждения и органы власти — «за», организация имеет все для оказания предлагаемых услуг. Но штатные сотрудники НКО в Новосибирске не знают, какие интересы государства надо учесть, чтобы текст приняли. У них не хватает компетенций, они не решали подобного рода задачи. Как раз в этом команда «скорой помощи» проекта «Ресурсные центры для НКО: новые ответы на новые вызовы» и помогает.

Фото предоставлено Центром ГРАНИ

После очного визита  работа продолжается в дистанционном формате: команда пишет документы, отправляет их в региональный минфин. И по-прежнему команда проекта действует как член единого коллектива с НКО Новосибирска. Это не подряд и не консультация, мы встраиваемся в производственную цепочку и вместе продумываем решения.

Зачастую время является самым важным ресурсом.

Например, у организации нет возможности сейчас вырастить специалиста или же нет возможности послушать советы, сделать, потом и исправить.

Нужно, чтобы кто-то с вами проблему решал здесь и сейчас. При этом это не юридическая услуга, когда вы сформулировали техзадание, и вам его сделают. Нет.

«Скорая помощь» отличается тем, что техническое задание сформулировать практически нереально, если бы организации могли это сделать, они просто разместили бы услугу для исполнения подрядчиками.

Всегда экстраординарные ситуации

Формат «скорой помощи» активно применялся при поддержке малого и среднего предпринимательства в середине 1990-х годов. Возникали ситуации, при которых Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий нуждалось в помощи: не хватало ресурсов, базовый работник заболел, уволился, сел в тюрьму (и такое могло быть), а все «горело», через неделю мероприятие, тренинг, нужны документы и презентации. И такого рода помощь оказывалась партнерами. 

В Школе ресурсных центров в мае 2023-го команда проекта моделировала ситуации, когда за помощью обращаются НКО, а ресурсные центры должны решить проблему посредством формата «скорой помощи»: кого из специалистов привезти, какие вопросы задать и т.д.

«Скорая помощь» не всеохватывающая. Есть задачи, которые команда проекта не решает, например, при специфическом виде деятельности.

Но если требуются экспертные знания и экспертная позиция в том, что является базовым процессом в деятельности организации — передача услуг некоммерческой организации управления НКО, проведение мероприятий, экспертных встреч, нет «старшего технолога» — команда проекта реализует технологию.

Важно понимать, что «скорая помощь» — всегда про экстраординарные ситуации, а эксперты проекта в прямом смысле “сидят в ухе” у руководителей организации, потому что эксперт лучше понимает процессы, а руководитель — свою НКО. Очень напоминает кризис-менеджмент, но цели разные. Здесь задача — помочь некоммерческой организации сделать работу как можно быстрее по шагам и алгоритмам, выработанным до этого.

Привыкли делать все сами

У Центра ГРАНИ и раньше были элементы «скорой помощи», но благодаря реализации проекта специалист получил возможность приехать в организацию и прямо там начать работу, даже если всего на один день. Например, сидеть и сравнивать документы, договариваться и объяснять. 

В этом году у нас пилот услуги, сбор запросов продолжается: сейчас в процессе оказание помощи трем организациям.

Важно понять, насколько это востребовано, какие есть ограничения, потому что иногда ресурсные центры невольно преувеличивают или преуменьшают масштаб бедствия, неправильно оценивают ситуацию там, где необходимы простые решения.

В кризисные периоды отчетливо проявляется культура НКО. Чаще всего организация считает, что лучше все делать самим. Поскольку такие установки существуют, никто не учитывает, сколько ресурсов организации пропадает. Пока затраты не имеют принципиального значения, такие ситуации, которые мы описали, могут быть редкими. Но как только становится понятно, что затраты —  это важная вещь, приходится сконцентрироваться. 

Чем прозрачнее понимание проблемы, которая сложилась, тем лучше ресурсные центры должны быть укомплектованы реальными компетентными сотрудниками, которые не только тренинг по этому поводу будут проводить, но и непосредственно руками работать и помогать.

Мне кажется, что в перспективе «скорая помощь» станет нормальной базовой услугой ресурсных центров как льготно, так и за деньги. 

Пока организации к технологии относятся скептически — такой вывод можно сделать на основании обратной связи. Потому что в кризисы руководителям НКО кажется, что можно самим поднапрячься и сделать все в последнюю ночь. Хотя это уже как-то несовременно.

Фото предоставлено Центром ГРАНИ

Резюмируя, в чем польза: 

  1. НКО экономят время и решают задачу, которую не могут сделать быстро и эффективно. 
  2. Появляется понимание, какие специалисты в будущем будут нужны, а какие нет.
  3. Новая услуга для ресурсных центров потенциально может стать базовой.

Деятельность реализуется в рамках проекта «Ресурсные центры для НКО: новые ответы на новые вызовы для сохранения социальной полезности некоммерческой деятельности», который Центр ГРАНИ осуществляет с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике