Материал подготовлен совместно с Агентством развития Мончегорска и Агентством развития Сысерти. Все советы и рекомендации почерпнуты из беседы с экспертами агентств.
Городская среда — это совокупность различных элементов, которые формируют общее настроение ее жителей. Часто именно безопасная, комфортная среда становится причиной того, почему люди отказываются переезжать из своих городов, даже самых маленьких и далеких от столицы.
Чтобы добиться такого расположения жителей, нужно приложить немало усилий. Уровень сложности повышается, если вы — молодая некоммерческая организация, не знающая, за что хвататься в первую очередь.
Шаг 1. Честно спросите себя: «А нужно ли оно вам?»
Перед созданием своего НКО необходимо понять, обладаете ли вы достаточными знаниями, компетенциями, ресурсами и желанием для того, чтобы им управлять.
«Одно дело — создать НКО, это довольно просто. Другое дело — вести бухгалтерию, оплачивать различные пошлины и, даже ничего не делая, ежегодно сдавать отчетность», — рассказывает Иван Губанов, фандрайзер Агентства развития Сысерти.
Важно не романтизировать свою НКО, потому что агентство развития — это не только про благие дела и благоустройство территории, но и про подписание договоров, участие в грантовых конкурсах, найм сотрудников, выплату зарплаты и так далее.
Если вы к этому готовы, то можно переходить к следующему этапу.
Шаг 2. Определите направление деятельности
Здесь, по словам Анны Федоровой, директора Агентства развития Мончегорска, волшебной таблетки или единого правила, какие именно должны быть направления, нет. Сначала нужно определить приоритетность задач, опираясь на «боли» города.
Анна советует отталкиваться от особенностей территории, которую НКО планирует развивать.
Например, Мончегорск — монопромышленный город. Для его развития была необходима диверсификация экономики, что затрагивало сразу все направления деятельности: социальную и социально-культурную, привлечение инвестиций и развитие бизнеса внутри территории.
Поэтому соцкультура, бизнес, туризм и инвестиции стали ключевыми направлениями, сформированными агентством. Уже позже появилось направление «Городская среда»: благоустройство общественных пространств, дворовых территорий, развитие инфраструктуры.
Еще один совет — постарайтесь привлечь жителей города, власти, стейкхолдеров к диалогу. Так, по мнению Ивана, вы получите наиболее яркое представление о том, какие проекты необходимо реализовать в первую очередь, а какие — отложить на потом.
Шаг 3. Сформируйте сильную команду
Любая организация начинается с команды. Один человек, даже если это эксперт высокого уровня, не сможет управлять всеми процессами внутри НКО.
Выбирать людей нужно не только по их профессиональному опыту, но и по личностным качествам. Сплоченный коллектив, где значим каждый «винтик», — секрет успешного механизма.
На фото — тренинг «Психология личности в бизнесе», проведенный Агентством развития Мончегорска. Фото: Агентство развития Мончегорска
«Важно, чтобы в составе команды присутствовали люди с различными личностными характеристиками: не просто с разными компетенциями, но именно те, которые смогут дополнять друг друга и готовы реализовывать задачи. Только в этом случае создается особая внутренняя атмосфера, командный дух, нацеленность на результат и мотивация», — объяснила Анна.
То же самое касается возраста. Постарайтесь не пренебрегать молодыми или наоборот возрастными специалистами, ведь часто бывает так, что именно «сборная солянка» расширяет горизонты агентства за счет кардинально разного видения мира.
Обязательное наличие высшего образования, кстати, тоже один из стереотипов, который вычленяет из выборки многих потенциальных сотрудников.
По мнению Ивана, поиск профессиональных кадров — краеугольный камень в сфере НКО.
Вот несколько рабочих советов по привлечению хороших специалистов:
- Честно и понятно рассказывайте, чем вы занимаетесь. Есть вероятность, что ваша цель будет кому-то близка, и так вы найдете своего «целевого» соискателя.
- Участвуйте в профильных конференциях, форумах и событиях. Везде говорите о себе и о том, кого ищете к себе в команду.
- Следите за «выпускниками» города — теми, кто вырос, уехал в большой город, отучился, получил профессиональные навыки. Часто эти люди возвращаются на родину, и тут важно вовремя их «приватизировать».
- Работайте с «предвыпускной» молодежью, которая еще пару лет может быть вашей опорой. Среди них вы найдете множество людей с огромным количеством идей — они смелые, дерзкие и обладают внушительным потенциалом.
- Не игнорируйте инициативных людей, у которых нет опыта работы в НКО или в сфере облагораживания территорий.
Шаг 4. Определите стратегические цели и задачи
Анна рассказала, что в начале своего пути внутри агентства были сформированы базовые и фундаментальные документы, которые действительны до сих пор. В случае Агентства развития Мончегорска это:
— мастер-план,
— стратегия развития туризма,
— бренд-стратегия,
— маркетинговое исследование.
Попробуйте определить собственные документы и обсудите их со своей командой.
«Мы регулярно проводили стратегические сессии с разными целевыми аудиториями. На основе полученных данных обнаружили проблемное поле и набросали приоритетные задачи», — объяснила Федорова.
По ее словам, после формирования ключевых документов принципиально важно сделать так, чтобы они работали, а не лежали в столе, как часто случается.
Параллельно важно разработать внутреннюю систему организации, выстроив ее таким образом, чтобы все направления пересекались между собой, дополняли друг друга и решали те или иные задачи стратегических документов. Желательно, сделать то же самое, чтобы в будущем цели не конфликтовали между собой.
Кроме этого, более формальный, но необходимый на этом этапе шаг — формирование нормативной документации.
Шаг 5. Не забывайте учитывать юридические риски
Как в любой организации, риски могут быть как юридические, так и экономические. Связаны они с выстраиванием внутренней системы, документооборотом и бухгалтерскими отчетами, что особенно важно для НКО. В числе юридических — договорные, внедоговорные, комплаенс.
Важно, чтобы в организации был профессиональный юрист, который контролирует все правовые процессы, в первую очередь выполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством. Здесь много нюансов, которые нужно учитывать.
«В работе НКО есть свои особенности. Например, такая организация может осуществлять предпринимательскую и другую приносящую доход деятельность, но только для достижения целей, ради которых она создана. Мы не получаем дохода и поэтому освобождены от уплаты налогов, но весь остальной документооборот у нас такой же, как и у других организаций. Среди других правил агентства — мы не заключаем договоры с контрагентами или подрядчиками, если они не проверены юристом или не соответствуют юридическим требованиям и задачам некоммерческой организации. Именно потому, что есть акцент на целевое использование денежных средств», — объяснила Анна.
Вывод: по любым законодательным вопросам нужно консультироваться со штатными юристом и бухгалтером. Пренебрегать этим нельзя.
Шаг 6. Определите главные принципы работы внутри команды
Когда фундаментальные вопросы управления НКО решены, наступает время наладить коммуникацию внутри коллектива. Скорее всего вы уже набрали себе близких по духу людей, но это совсем не значит, что все они будут работать по приемлемому для вас сценарию.
Мы спросили у Анны и Ивана, какими основными качествами должны обладать члены команды, чтобы поддерживать особый «микроклимат».
Гибкость, мобильность, мотивация, четкие цели, амбициозность, нацеленность каждого члена команды на единый результат. При этом важно, чтобы были сотрудники, обладающие критическим видением и мышлением. Также каждый из них должен уметь смотреть за рамки.
Открытость, искренность, творческие способности, критическое мышление, отсутствие желания найти виноватых, четкое понимание того, зачем и почему работают в агентстве.
Составьте собственный список принципов и проговорите каждый из них со своими сотрудниками, найдите недостающие «частицы» и обсудите их.
Шаг 7. Очертите круг профессиональных знакомств
Желательно, чтобы еще до открытия НКО у вас были хотя бы минимальные социальные связи с коллегами по цеху.
Изучите местные муниципалитеты, общественные объединения и организации. Поймите, с кем вы хотели бы работать вместе, а кто мог бы составить вам серьезную конкуренцию, рекомендует Иван. Важно понять, какое место ваша организация займет среди уже существующих.
Если видите, что в городе вы такие одни, попробуйте ознакомиться с опытом похожих организаций из других городов.
Не бойтесь сотрудничать и привлекать партнеров. Люди должны узнавать о вас из разных источников, чтобы так или иначе содействовать вашей деятельности. Для этого нужно как минимум разработать коммуникационную стратегию, запустить сайт и соцсети. Анна советует найти партнеров, которые уже имеют опыт работы в данном направлении и помогут реализовывать вместе с вами ваше виденье.
Кроме этого, важно сотрудничать со СМИ и различными местными пабликами, например, в соцсети «ВКонтакте». Помните: на первых порах очень важно заявить о себе, чтобы выйти на интересные партнерства.
Шаг 8. Создавайте свое сообщество, объединяя людей по интересам
Анна предлагает создавать сообщества единомышленников через проекты, то есть формировать комьюнити вокруг уже существующего хорошего кейса, который может заинтересовать определенную категорию людей.
«Как было у нас? Мы рассказали людям, что внутри нашего агентства есть разные направления. Например, кому интересен туризм могут вступить в сообщество туристско-рекреационного кластера «Имандра», участвовать в офлайн-встречах и заниматься развитием туризма. Для интересующихся бизнес-средой есть «Бизнес-клуб Имандра». Рассказали об этом в соцсетях: создали страницы во “ВКонтакте” и в Telegram, чтобы иметь возможность сообщать о своих мероприятиях. А затем создали свой бизнес-клуб, где до сих пор регулярно собираются предприниматели, причем как действующие, так и потенциальные», — говорит Анна.
Конечно, нельзя забывать транслировать свои ценности в местных медийных каналах. Причем опыт Агентства развития Сысерти показывает, что очень важно создавать чувство сопричастности, общаясь с теми людьми, которые уже стали вашими подписчиками или последователями.
Не поленитесь ответить на пост, где вас отметили, или хотя бы просто поставить лайк. Благодарная и вовлеченная аудитория — секрет сплоченного комьюнити.
Шаг 9. Не ждите волонтеров, сложа руки — привлекайте их сами
Во-первых, не недооценивайте важность и серьезность волонтерской деятельности внутри вашей команды. Не стоит всегда полагаться лишь на уже сформированную команду профессионалов, некоторые обязанности можно делегировать. Вдвойне здорово, когда сегодняшние волонтеры, получив необходимые знания, в будущем становятся частью команды.
Во-вторых, желательно, чтобы в вашем агентстве был человек, который занимается исключительно волонтерами.
В-третьих, волонтеров стоит приглашать не просто так, а сразу устанавливать цель. Например, «ждем волонтеров для помощи в проведении фестиваля». Тогда есть больше шансов, что придут действительно заинтересованные люди, которые, возможно, будут помогать и на последующих мероприятиях.
В-четвертых, не забывайте поощрять работу волонтеров приятными мелочами. Как вариант, соберите всех вместе после события и подарите небольшие подарки или попейте чай с пирожками. А еще можно подготовить и разослать приятные благодарственные письма.
В-пятых, попробуйте не просто кидать клич в интернете, а делать «первый шаг». Так, Анна лично ходила в учебные учреждения Мончегорска и рассказывала, что ребята могут принять участие в проектах агентства в качестве волонтеров и что для этого нужно.
Бонус: несколько коротких советов от Ивана и Анны
- «Просто идите и делайте несмотря ни на что». Помните: мало кто начинает свое агентство развития из «тепличных» условий.
- «Не бойтесь отказов». Работа в агентстве развития подразумевает тесный контакт с людьми из различных структур, компаний и сообществ. Кто-то наверняка откажется от вашего предложения, зато другой наоборот согласится, и вместе вы сделаете классный проект.
- «Подглядывайте за другими правильно». Подпишитесь на другие агентства развития, чтобы следить за их деятельностью и перенимать интересные практики.
- «Не отрывайтесь от земли». Улавливайте настроения в обществе вашего города и будьте близки к народу — так агентство будет работать продуктивнее.
«Мой опыт показывает: нет ничего невозможного», — подытоживает Анна.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.