Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель» появился в 2015 году. Он начал свою работу с того, что находил, обучал и сопровождал учителей, которыми становились профессионалы из разных сфер. Новые учителя проходили переподготовку и на два года уезжали в глубинку преподавать в сельских школах. Главной задачей фонда тогда было сделать так, чтобы у детей из всех регионов страны были равные образовательные возможности. Сейчас в сообществе выпускников первой программы фонда «Новый учитель» более 500 человек – и это люди с разным профессиональным и жизненным опытом.
«Кто-то много лет развивал свою карьеру в бизнесе и почувствовал желание делиться своим опытом и знаниями, кто-то недавно выпустился из вуза непедагогического профиля и понял, что хочет работать с детьми», — рассказывает руководитель направления «Рекрутинг, отбор и погружение» программы поддержки молодых педагогов благотворительного фонда «Новый учитель» Анастасия Константинова.
Важно, чтобы ценности будущего учителя «были в гуманистической рамке», объясняет она. При отборе в программу учитывают проактивность и инициативность человека, способность брать на себя ответственность, преодолевать трудности и справляться со стрессом, понимание своих сильных и слабых сторон, готовность учиться и развиваться. Ключевой критерий – кандидат должен знать свой предмет и уметь заинтересовать им других.
С программой, говорит Константинова, в школы приходят люди, которые готовы проявлять авторство по отношению к своей жизни, которые осознанно формулируют мотивацию на работу в школе, проявляют уважение к другим и принимают инаковость во всех ее проявлениях.
«Хороший учитель – это человек, который умеет сомневаться»
Надя Голубкова, 23 года, Санкт-Петербург – Усть-Чем, Новосибирская область
«Я родилась в Питере, там же училась в школе, вузе. Я была на втором курсе филфака Высшей школы экономики, когда посетила «Неделю карьеры». Там были девочки из программы, которые проводили мастер-класс, я зашла, послушала, и мне очень откликнулась идея. Меня привлекла история про то, что я смогу быть в сообществе единомышленников – людей, которые хотят что-то делать, менять, учиться. Плюс меня привлек сам опыт: я городской человек, и пожить в сельской местности мне показалось очень интересно.
Началось все с выбора школ. В программе спрашивают, на какие перемены в образе жизни готов человек, а на какие – нет. Я писала в анкете, что не хочу жить в доме с печкой, но по иронии судьбы я сейчас живу именно в таком. Когда я зашла в дом, подумала: «Боже, я никогда не топила печь, как же я выживу в Сибири зимой?» Но вот прошел год, я все смогла, и вот сейчас готовлю дрова к новой зиме, и мои главные опасения уже позади.
Сейчас я учительница русского языка и литературы в школе села Усть-Чем, это Новосибирская область. Веду уроки у детей с 6 по 11 класс, в самой школе около 70 учеников, минимально у меня три человека в 11-м классе. В самом селе живет около 600 человек.
Есть такое заблуждение, что чем меньше детей в классе, тем проще. Это не всегда так. Действительно легче проверять тетрадки, их меньше. Но что касается дисциплины, то в маленьком классе ребята, которым сложно, становятся заметнее. И если у тебя четыре человека в классе, и два из них привлекают к себе внимание, – то это уже половина класса не работает, уходит больше сил, чтобы этих ребят успокоить и вернуть к работе.
У меня была настолько сильная мотивация участвовать в проекте, три года хотела, и у меня была четкая идея: что бы ни происходило, я буду в проекте. Мыслей выйти из программы не было ни разу. Но были трудности с одним классом, где ребятам не хватает внимания, и они на моем уроке, бывало, очень сильно проявлялись. Было тяжело, но в этом году стало лучше.
У нас есть куратор, который раз в месяц приезжает на урок и смотрит на поведение, как я справляюсь с детьми. Еще есть методист, которому я снимаю на видео урок и показываю. Он рассказывает, что думает про мой урок и как можно сделать лучше. Раз в месяц я езжу в Новосибирск на двухдневное обучение.
Есть чатики, где мы можем спросить: «Хочу провести хороший урок по «Недорослю», что у вас есть, помогите». Коллеги скидывают свои наработки и никогда не оставят. Это очень важно, потому что миссия миссией, но поддержка необходима. Важно, что когда чего-то не получается, есть люди, которые готовы тебя выслушать и сказать: «Ты нормальный, мы тебя понимаем, нам тоже бывает трудно».
Мне нравится в Усть-Чеме, здесь очень красиво. Как городской человек я уставала от шума, суеты, всю жизнь ездила на метро, а здесь – пять минут до школы, другой контекст, очень спокойно. Люди здесь не знакомятся специально, а просто пишут: «Привет, придешь сегодня на волейбол?» Как-то очень просто. У меня хорошие отношения с соседями, меня угощают огурцами, другая женщина предложила: «Если тебе будет нехорошо, захочется поболтать, приходи». В местном магазине уже знают, что я не беру пластиковые пакеты. Это по-семейному.
В этом году я веду театральный кружок, и меня это не пугает. После года работы в школе мне проще браться за какие-то инициативы, потому что я знаю, что как-то точно справлюсь.
С детьми у меня хороший контакт, я чувствую отдачу. Дети, с которыми бывает непросто, это отдельная любовь для меня. Какие-то мелочи – угостил конфетой, пожелал хорошего дня, стал более активно работать на уроке – очень радуют.
Хороший учитель – это человек, который умеет сомневаться, рефлексировать, задаваться вопросом: «А точно ли я сейчас хорошо сделал? Действительно ли мой инструмент сработал?» Второе – это открытость новому и готовность к сотрудничеству с коллегами и детьми. Это когда учитель готов услышать другого, особенно ребенка, который, например, скажет: «Слушайте, нам сейчас интересно прочитать этот рассказ, мы очень хотим». И учитель будет готов сделать так, чтобы запрос ребенка, если это возможно, был выполнен. Хороший учитель – это тот, который развивается. Только тот, кто способен задавать себе честные вопросы, и тот, кто открыт новому, готов развиваться».
«Учитель – не идеал, а обычный человек, который готов признать свои ошибки и над ними поработать»
Тимофей Сёмин, 23 года, Новосибирск – поселок Яр-Сале, Ямал
«О программе я узнал в середине своего обучения в университете, но тогда казалось, что это совершенно особенные люди. Думал: «Надо быть очень отчаянным человеком, чтобы поехать в какую-то глушь работать учителем». К концу обучения у меня вдруг случилась мечта – я решил, что хочу поехать в Арктику. Насмотрелся YouTube, посмотрел, как народ путешествует, и решил, что мне хочется прочувствовать на себе полярную ночь, полярный день, холод с ветром, покататься по зимникам.
Фото: из личного архива Тимофея Семина
Я стал искать все возможности, научные гранты, экспедиции. На тот момент гранты давали неохотно, и в итоге я пришел на встречу с куратором «Учителя для каждого», спросил, какие есть самые северные варианты. Мне показали одну точку, которая находилась за Полярным кругом. Я сказал: «Давайте пробовать».
Я сам из Новосибирска, учился математической лингвистике. Сейчас я в селе Яр-Сале на Ямале, сюда нет дорог, летом можно доплыть на катере, зимой – доехать по льду. Осенью и весной можно улететь на вертолете.
Перед отъездом сюда я приготовился к самому худшему: взял спальник, коврик, запас еды на пару недель. Я не строил никаких иллюзий, решил полагаться полностью на себя. Первый месяц действительно был сложным: кому-то не дали вовремя квартиру, перекантовывались, кто-то въехал в квартиру с голыми стенами, приходилось искать базовую мебель.
Сейчас нас тут 15 человек из программы: учителя, психологи, соцпедагоги. В школе работает 150 человек, поэтому мы небольшая их часть. Я веду математику в 6-х и 8-х классах, один класс – до 25 человек. Население в поселке около семь тысяч человек.
Здесь возможности не лежат на поверхности, но при желании можно найти варианты. Мне, например, нравится музыка, и буквально вчера я вернулся с гастролей – ездил с Домом культуры в соседнее село, выступали, пели. Можно устраивать квартирники, квизы, интеллектуальные игры.
Некоторые дети приняли меня хорошо, некоторые говорили прямыми русскими словами, куда мне идти. За год на Ямале я стал спокойнее относиться к разным человеческим проявлениям. Я теперь спокойно принимаю то, что есть люди, которые в 8-м классе не могут сложить два однозначных числа. Я понимаю, что они нормальные, хорошие люди и не то чтобы сильно в этом виноваты. Просто так сложилось, что у них нет никакой насмотренности.
У наших учителей есть поддержка куратора: он посещает уроки и советует, что можно улучшить на уроках, как управлять поведением. Плюс куратор проводит групповые коуч-сессии, мы постоянно можем чем-то поделиться друг с другом или с куратором и вместе искать решение проблем. Куратор живет вместе с нами в поселке, он в общем процессе.
Больше всего удовольствия приносит и то, что меня мотивирует, – это замечать, как меняется общение с учениками. Мы можем попеть песни под гитару, пожарить шашлык за поселком, посадить деревья, убрать мусор, покормить собак в приюте. Это вроде бы мелкие штуки, но когда они случаются периодически, то помогают наладить контакт. Да, есть ребята, к которым я пока не нашел подход. Но даже они стали как будто осознаннее: «Я не хочу учиться, но это мое взвешенное решение». Они не пытаются саботировать остальных.
Для меня хороший учитель – это тот, который не ограничивается своим предметом, и тот, который занимается в первую очередь воспитанием детей, и во вторую – образованием.
Важно, чтобы учитель посвящал ученикам внеурочное время – гитара, кружки, погулять, чай попить. В такие моменты учитель раскрывается для учеников как личность и создает условия, чтобы и они могли раскрыться как личности.
Я считаю важным, чтобы ученики видели и отрицательные стороны учителя – они есть в любом человеке. Важно учителю показывать, что он об этих своих качествах знает и работает с ними. Ученики должны понимать, что учитель – не идеал, а обычный человек, который вместе с ними учится, развивается, совершает ошибки. Но важно, чтобы учитель был готов признать свои ошибки и над ними поработать.
Были серьезные ситуации, когда я мог сорваться на ребенка – повышал голос и говорил так, как я бы не хотел, чтобы говорили со мной. В этом случае мне всегда важно подойти, описать свои чувства и обязательно извиниться».
«Настоящий учитель — это тот, который верит в самый отдаленный результат»
Наталья Мартьянова, 52 года, Тверь – поселок Панаевск, Ямал
«Я работаю в Панаевской школе-интернате, это Ямальский район. На данный момент я воспитатель и заместитель директора по методической работе, еще полтора месяца буду вести русский язык и литературу – я вообще учитель этих предметов.
В программе оказалась в этом году, узнала случайно, но сразу решила участвовать. Я в педагогике давно: работала и чиновником в сфере образования, и учителей учила, но все равно возвращалась в школу, потому что школа – это настоящая жизнь.
Мне близки ценности «Учителя для каждого», что дети в любой точке страны должны получить качественное образование, иметь одинаковые возможности, воспитываться в гуманистической логике – это сразу легло к сердцу. Сомнений участвовать не было.
Дети – они везде дети, но здесь, конечно, есть свои особенности. Я никогда не работала в школе-интернате. Здесь живут и учатся дети – их родители в тундре. В сентябре их привозят, и до мая они живут здесь. Иногда родители забирают их на каникулы. Дети из интерната ходят в поселковую школу. Для меня это новое, хотя за плечами много лет работы в загородном лагере.
Раньше я работала в большой школе, где училось две тысячи человек, а здесь во всем поселке живет две с половиной. Школа здесь хорошо оснащенная, открылась «Точка роста», коллектив гуманный и добрый, дружный. Нас хорошо приняли.
Детям иногда хочется пошалить, иногда – поставить учителя в тупик своим вопросом. Они любознательные и живые, это самое главное. Хотя поселок из-за навигации и отдаленности отрезан немного от мира. Сейчас навигация закончится, и месяц, пока лед не станет, сюда будет нельзя добраться. Это накладывает свой отпечаток: дети привыкли вариться здесь в собственном соку. В этом и сложность – понять, что мир продолжается далеко за пределами поселка и что у них точно такие же возможности, как у ученика из Салехарда, Тюмени, Москвы.
Я влюбилась в Ямал с первого взгляда. Представляла тундру совсем иначе, думала, это болото и мох, серость. Когда мы сюда приехали и пошли гулять, поразило буйство красок, невероятные ощущения, когда ты идешь по мху и пружинишь. Я ожидала увидеть замкнутых суровых людей – оказалось, все не так. Ощущение, что я дома, что я давно в этой школе работаю. У меня нет периода адаптации, хотя мне казалось, что он будет долгий. Переехать из большого города в маленький – это вызов, но хороший. Здесь ты всегда на виду, тебя все видят. Мы еще работать не начали, а уже весь поселок знал: это новые учителя приехали. Это заставляет быть всегда в тонусе.
Хороший учитель – это тот, с урока которого ребенок уходит, и у него остаются вопросы, на которые он хочет найти ответы. Хороший – тот, который учится у своих учеников, не боится говорить, что он чего-то не знает, и вместе с ними открывает мир.
Как по Чехову, хороший учитель – артист и художник с горящими глазами, влюбленный в свое дело. Если ты не любишь свое дело и детей, наверное, в школе тебе делать нечего. Здесь, безусловно, надо любить: свой предмет и детей. Хороший учитель понимает, что он прикасается к будущему. Как это ни странно, мы учим детей, которые будут жить потом. Уникальная профессия, когда ты не знаешь, что будет там, потом, а вроде как должен научить человека там жить. Это ответственность за будущее. А еще настоящий учитель — это тот, который верит в самый отдаленный результат. Мы не всегда видим результат своего труда, и нас только вера в ученика может держать на плаву. А ученика может держать вера учителя. А еще настоящий учитель — тот, который живет так, как учит».
«Учитель должен понимать, куда ведет детей, иначе дети это быстро заметят и перестанут видеть в уроках что-то ценное»
Максим Скоморохов, 27 лет, Москва – Усть-Чем, Новосибирская область
«Я узнал о программе за несколько лет до того, как в нее попал. Я окончил Высшую школу экономики, а тогда проект с ней сотрудничал, и везде висели плакаты [с информацией о программе]. Поэтому я давно знал, что есть такой вариант. Я шел в программу как в карьерную: мне интересна педагогика. Считаю, что программа поддержки молодых педагогов благотворительного фонда «Новый учитель» – очень крутая штука, чтобы войти в эту сферу, если учился в вузе по одной специальности, а хочешь преподавать по другой.
В Москве я учился на факультете психологии, окончил бакалавриат, после еще год учился в Институте образования. Сейчас работаю в поселке Усть-Чем. За полтора года я вполне обжился, мне здесь нравится, хотя немного не хватает городского масштаба и социальной активности, но в целом тут все есть.
Я веду историю и обществознание у всех классов с 5-й по 11-й. У меня очень разные ученики, но почти со всеми контакт есть. Я люблю историю, неплохо ее знаю, и мне было гораздо интереснее объяснять, как возник и устроен современный мир, чем заниматься сугубо психологической работой. Мне нравится, что в программе есть возможность сменить профиль, если обладаешь знаниями по предмету.
За год работы в школе я научился четче коммуницировать с людьми, потому что школьники быстро отсекают непонятные слова, инструкции, двусмысленность. И потом это помогло мне в бытовом общении. Еще я научился лучше организовывать свой день, здесь организация твоего труда и ответственность за него – вся на тебе.
Школа может сделать расписание, но она не сделает график подготовки к урокам. Еще я стал больше ценить открытость в работе и хорошую организацию. Мне очень нравится то, что я здесь получаю, общаясь с коллегами, другими учителями.
Мне нравятся ценности, которые вписаны в программу – безопасность, осознанность, ответственность. Безопасность – это не наносить детям вреда, потому что не хватает сил или потому что хочешь причинить пользу любой ценой. Надо обойтись без этого. Осознанность – чтобы учитель понимал, что он делает, чему учит и куда ведет детей, иначе дети это быстро заметят и перестанут видеть в твоих уроках что-то ценное и важное. Ответственность – это чтобы по возможность биться за каждого ученика, пусть даже на небольшой шаг».
Если у вас есть высшее образование любого профиля и вы хотите попробовать себя в роли учителя в сообществе единомышленников, с обучением, сопровождением и стипендиальной поддержкой – отправляйте заявку в программу. Новый набор в программу открыт, анкету можно заполнить здесь.