Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Обучиться на чужих кейсах — невозможно»: советы о том, как НКО правильно использовать знания

Почему недостаточно просто публиковать документы и программы организаций и какие стратегии обучения не принесут результата.

Фото: Gabriella Clare Marino / Unsplash

В этом году XXI Ежегодную конференцию Форума доноров посвятили теме знаний. В центре обсуждения — вопрос сохранения, осмысления и передачи существующего опыта и создания новых знаний в нынешней геополитической обстановке.

Источники знаний 

В НКО-секторе в качестве источников знаний могут быть:

  • программы организаций;
  • документы;
  • отчетность;
  • различные памятки;
  • конференции;
  • семинары;
  • исследования.

«Мы специально делаем все наши документы общедоступными. Те продукты, которые мы произвели для себя, могут быть знаниями для других», — объясняет Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.

И все же недостаточно просто опубликовать знания: о них обязательно нужно говорить, анонсировать выпуск того или нового информационного продукта. Внутри самой организации, особенно крупной, тоже важно обмениваться знаниями, которые получают разные отделы, — для этого можно раз в неделю устраивать общий сбор сотрудников за пиццей. 

Как правильно передавать знания? 

По мнению советника Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» Вероники Мисютиной, если у знаний нет слушателей, зрителей, потребителей или покупателей, то это не знания. 

«Поэтому в первую очередь — коммуникация, упаковка и маркетинг», — уверена Мисютина. 

Лариса Даль, руководитель аппарата исполнительной дирекции фонда «Соработничество», дополняет: прежде чем обучать кого-то чему-то, важно подумать о методологии. Даль озвучила свою формулу подготовки к обучению. 

Знания: 

  • От кого? 
  • Для кого?
  • Как? 
  • С помощью каких инструментов?

«Может казаться, что все мы знаем, что такое просветительская деятельность. Однако в этой сфере есть много непонятного и неотрегулированного, поэтому нам в секторе нужно четко очерчивать свои задачи, чтобы не попадать в правовые коллизии», — объясняет Даль. 

Фото: Nejc Soklič / Unsplash

Как управлять знаниями? 

Чтобы ответ на этот вопрос был максимально лаконичным, Фонд Потанина создал свой «чек-лист», который называется: «Управление знаниями». Там фонд описывает собственные принципы, по которым управляет знаниями. Посмотреть документ можно на сайте фонда. 

Орачева добавляет, что знания делятся на две группы: те, которые производит сам фонд, и те, которые при помощи фонда производят благополучатели. 

«Но и в том, и в другом случае знания — это наш актив. Такой же актив, как финансы, люди и репутация», — считает Оксана. 

Неудачные стратегии обучения

«Часто говорят, что обучаться можно только через практику. Но обучиться на чужих кейсах — невозможно. Можно получить бенчмарк, анализ, но лично у вас будут совершенно другие условия, ситуация, ресурсы, люди, участвующие в проекте. Все будет по-другому», — отмечает Светлана Герасимова, партнер и программный директор проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития». 

Еще одна ошибка, которую совершают организации — полное игнорирование теоретической части. Не стоит забывать, что именно теоретический подход позволит строить прогнозы для будущего проекта. 

Ежегодная конференция Форума доноров прошла в Москве 5 октября. Организатор — Ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике