Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Серии

Кейс: менторство и благотворительные ярмарки для фонда

Кейс сотрудничества фонда «Безопасный дом» и оператора мобильной связи Tele2

Фото: Sigmund / Unsplash

Наставники из преуспевающей компании объясняли, как сделать более устойчивым фонд, который помогает людям, пострадавшим от эксплуатации и насилия, если единственным постоянным источником финансирования остаются частные пожертвования.

Участники/партнеры

  • Фонд социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Безопасный дом»;
  • Оператор мобильной связи Tele2.

Продукт коллаборации

Специалисты Tele2 консультировали создателей фонда «Безопасный дом». На регулярных личных встречах менторы Tele2 помогали формулировать миссию и цели организации, разрабатывать стратегию развития, внедрять планирование и оценку, предлагали пробовать разные бизнес-инструменты.

В московских офисах Tele2 в течение нескольких лет проводились благотворительные ярмарки, на которых за пожертвования распространялись работы участников программы фонда JewelGirls.

JewelGirls – благотворительная программа арт-терапии для детей и взрослых, переживших насилие, эксплуатацию и торговлю людьми, и представителей уязвимых групп (люди, находящиеся в кризисных центрах, приютах, интернатах и детских домах, выпускники детских учреждений, «маленькие мамы», мигранты и т.д.). На занятиях участники создают украшения и сувениры, а также узнают о том, как защитить себя от насилия и улучшить условия жизни. Их работы распространяются за пожертвования на благотворительных акциях, проходящих на разных площадках, включая благотворительные ярмарки бизнес-партнеров фонда.

Сроки реализации: 2013–2020

История сотрудничества

В 2012 году Елена Тимофеева, будущий учредитель Фонда «Безопасный дом», с программой JewelGirls выиграла конкурс социальных стартапов, предлагающих инновационные решения проблем детства и молодежи.

Конкурс ежегодно проводит Фонд «Навстречу переменам», участвовать могут учредители и руководители НКО, социальных предприятий, а также физлица, планирующие создать НКО или социальные предприятия в ближайшее время. Для финалистов конкурса фонд организует инкубатор – индивидуально подобранную программу на срок от года до трех лет. Его задача – помочь социальным стартапам выйти на новый уровень развития, планировать социальное воздействие, достигнуть организационной и финансовой устойчивости и обеспечить потенциал дальнейшего роста. Каждому участнику инкубатора фонд подбирает ментора – опытного бизнесмена, управленца из компании-партнера. Tele2 – партнер конкурса.

«В 2013 году мы были в инкубаторе у Фонда «Навстречу переменам», и они познакомили нас с Tele2 и газетой «Metro Россия»… Это, наверное, было самое долгое и успешное партнерство. Их наставники консультировали нас по разным вопросам, организовали благотворительные мероприятия», – говорит Вероника Антимоник, сооснователь Фонда «Безопасный дом».

Вероника Антимоник. Фото: Слава Замыслов / АСИ

Участие в инкубаторе привело к регистрации Фонда «Безопасный дом» в 2013 году.

«После завершения инкубатора мы еще с Tele 2 проводили благотворительные ярмарки, была связь, а после пандемии как-то все прекратилось, – продолжает Вероника Антимоник. – Сейчас мы с ними связались, и они сказали, что у них все поменялось, но они делают предновогоднюю ярмарку. Туда нам нужно будет подавать заявку на общих условиях».

Вклад партнеров

Компания предоставляла фонду помощь интеллектуальных волонтеров Tele2, это было регулярное менторство и, как отмечают представители Фонда «Безопасный дом», оно более эффективно, чем разовые тренинги. Поддержку наставников из Tele2 фонд получал в течение трех лет, в 2013–2016 годах.

В ходе благотворительных ярмарок представители Tele2 готовили пространство для акции, делали рассылку по офису с информацией об акции и о фонде. Ярмарки проводились регулярно, один-два раза в год и всегда проходили успешно.

«Когда у фонда были сложные периоды, мы им писали и говорили, что нужна помощь и мы хотим провести ярмарку, ведь это возможность собрать какую-то сумму прямо сейчас», — рассказывает Вероника Антимоник.

Сотрудникам Tele2 ярмарки помогли больше узнать о проблеме современной торговли людьми, эксплуатации и насилия.

«На ярмарках мы рассказывали о проблеме, и некоторые гости потом подписывались на нас, жертвовали, кто-то даже пытался волонтерить. Глобального чего-то не вышло, не помню, чтобы кто-то задерживался, но интерес был, люди спрашивали, чем нам помочь, – отмечает Антимоник. – Еще у нас был опыт с другой бизнес-организацией, к которой мы тоже регулярно ходили на ярмарки. Они написали, что у них мама одной сотрудницы связала кучу красивой детской одежды, и хочет передать нашим подопечным. Люди нас запоминают, и это приводит к каким-то другим действиям».

Мотивация к партнерству

Tele2 сотрудничает с Фондом «Навстречу переменам» более 10 лет. За это время свыше 600 сотрудников компании в качестве интеллектуальных волонтеров участвовали в отборе и реализации 330 проектов, помогая НКО и социальным предпринимателям внедрять бизнес-подходы.

«Мы тогда только начинали, у нас не было никакого опыта управления собственной НКО, поэтому менторство по этим вопросам было полезно, – говорит Вероника Антимоник. – В начале пути мы применяли почти все их рекомендации, с их помощью в том числе формулировали миссию, ценности, цели – такие базовые штуки. Дальше с течением времени меняли это под себя, но для старта это была хорошая поддержка».

Особенности партнерства/сложности

Фонд «Безопасный дом» обычно находит бизнес-партнеров через другие организации.

«Искать партнеров “вхолодную” – не результативно, у нас так никогда не получалось, – констатирует Вероника Антимоник. – Все наши контакты с бизнесом были через кого-то, когда кто-то бизнесу рассказал про нас. Это были организации, в том числе некоммерческие, которые уже пользуются доверием. Например, у Добрo mail.ru (теперь VK Добро) есть своя сеть бизнес-партнеров, и платформа иногда предоставляет дополнительную поддержку организациям, которые на ней верифицированы. Несколько раз нас предложили разным компаниям для дополнительной поддержки».

В случае с Tele2 в роли такого связующего звена выступил Фонд «Навстречу переменам».

Некоторые сложности были связаны со сменой контактных лиц в компании, неизбежной при долгосрочном сотрудничестве. Тем не менее в фонде очень высоко оценивают качество коммуникации с Tele2.

«Со стороны Tele 2 за эти годы с нами общались разные люди, там своя текучка. Люди меняли позиции, нас кому-то передавали. Обычно это были люди из отделов, которые могли способствовать организации нашего благотворительного мероприятия. Мы приходили с этим запросом, и они всегда охотно отвечали, с кем-то связывали, чтобы все организовать. Сложно устанавливать связь каждый раз заново с новыми людьми. В пятом звене качество связи чуть-чуть теряется. Но мы были очень довольны качеством отношений», – говорит Антимоник.

Она отмечает, что компании с европейским опытом корпоративной ответственности лучше откликаются на проблемы, с которыми работает фонд.

«С Tele2 было очень комфортно общаться. И с газетой Metro тоже – от них тоже были менторы в инкубаторе Фонда «Навстречу переменам». Изначально это шведские организации, и там в плане социальных и ненасильственных ценностей все хорошо. Люди там много понимают про команду и поддержку, создание комфортных условий для работы», – объясняет Вероника Антимоник.

Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Представители фонда отмечают также, что при всей значимости менторской поддержки со стороны крупных компаний, у НКО часто не получается применять рекомендации партнеров.

«У меня такое мнение, что бизнес до сих пор не очень понимает специфику работы НКО. Часто рекомендации от бизнеса такие, что нельзя их просто взять и начать применять. У НКО и бизнеса разные цели: у бизнеса — коммерческие, а у нас – нет, и здесь не всегда есть понимание, – отмечает Антимоник. – То есть даже если мы пытаемся объяснять, что здесь у нас такой приоритет, и поэтому мы не можем сделать так, и нужно искать еще какой-то путь, бизнесу не всегда это понятно. Там другой способ мышления. Они пытаются нас понять, но все равно есть сложности».

Результаты партнерства с бизнесом могут быть непредсказуемыми. У фонда был опыт сотрудничества с социальной сетью «ВКонтакте», благодаря которому он в конечном счете набрал большую группу подписчиков, но сначала навлек на себя мощнейшую DDoS-атаку и не менее мощную волну хейта.

Представители «Безопасного дома» хотели верифицировать свою страницу «ВКонтакте», но никак не могли набрать необходимые для подачи заявки 3 тысячи подписчиков. Во «ВКонтакте» предложили способ привлечь внимание к проблеме и фонду: закрыть мегавирусную игру «Рабство».

«В нее играли миллионы людей. Игра была жуткая, там можно было абсолютно любого пользователя взять в рабство, потом он должен был себя оттуда выкупать, освобождать. Дети сходили с ума – брали в рабство учителей, других детей, родителей – в общем происходило что-то страшное, – рассказывает Вероника Антимоник. – В марте 2021 года во «ВКонтакте» поняли, что с этой игрой что-то не так и предложили нам ее закрыть. То есть они повесят баннер о проблеме со ссылкой на наши ресурсы, и игра станет недоступна.

Мы не ожидали, к каким последствиям это приведет. Сначала на нас обрушилась мощнейшая DDoS-атака. Сотни тысяч игроков выплеснули свою агрессию на нас. Нам пытались взломать всё, была гора угроз, агрессивных комментариев, звонков. Геймеры везде регистрировали наш телефон, через форму пожертвований отправляли какие-то копейки, чтобы ее поломать.

На несколько дней у нас работа встала. Мы пытались что-то сделать: что-то удаляли, кого-то блокировали. Телефон и соцсети продолжали работать, но много ресурсов ушло на то, чтобы остановить этот поток. «ВКонтакте» помогали нам модерировать комментарии, со временем все успокоилось. Но «Рабство» до сих пор висит в магазине игр, люди пытаются в нее зайти, у них не получается, и нам по-прежнему приходит несколько недовольных сообщений в неделю».

За счет этого скандала число подписчиков в паблике фонда выросло сразу до 10 тысяч, и пожертвований было очень много. Может быть, люди думали, что чтобы «разморозить» игру, им нужно подписаться на фонд или сделать пожертвование. При этом некоторые жертвователи остались даже рекуррентами.

Развитие партнерства

Возможности для развития партнерских программ с бизнесом в фонде связывают с обучением персонала компаний.

«Мы бы хотели просвещать людей, потому что это очень важно, и бизнес может сильно влиять на ситуацию. В России много принудительного труда в совершенно разных сферах, и организации могли бы занимать более ответственную позицию, чтобы бороться с этим, – считает Антимоник. – Кафе, рестораны, транспортные компании, аэропорты, организации из сферы обслуживания могли бы рассказывать про риски эксплуатации и торговли людьми, как сотрудники с ними могут столкнуться, как распознать и что они могут сделать. Нужно обучать персонал. У гостиниц и разных служб доставки тоже есть много возможностей».

В фонд обратилась одна транспортная компания, которой зарубежный головной офис поручил провести обучение персонала на тему торговли людьми. Представители фонда согласились, но попросили хотя бы минимально оплатить тренинги, так как у организации нет ресурсов на такую деятельность, и компания перестала выходить на связь.

«У сетей отелей “Мариотт”, “Хилтон” есть серьезная международная ответственность, и нам даже в их головных офисах говорили, что могут написать в российскую сеть, чтобы они нас приняли. Но проблема в том, что российский бизнес настолько отделен от своих зарубежных партнеров, особенно сейчас, что не чувствует себя обязанными это делать и не очень понимает, в чем тут проблема», – отмечает Вероника Антимоник.

«Мы много с кем пытались связываться – с гостиницами, аэропортами – и ничего, – продолжает она. Пару раз во время чемпионата мира по футболу делали обучение с барами, это были личные инициативы руководства. Мы распространяли в барах прикольные костеры и листовки, информирующие о проблеме, чтобы люди, которые пьют пиво, тоже повышали свою осведомленность о проблеме и знали, что делать, если с ней столкнутся».

Кейс подготовлен в рамках проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике