Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Серии

Гиперактивность, невнимательность, эмоциональность: как понять, что у ребенка СДВГ

Что такое СДВГ и как помочь своему ребенку справиться с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности?

Фото: Keren Fedida / Unsplash

В последнее время аббревиатуру «СДВГ» слышно все чаще. Одни родители рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются дети с диагностированным синдромом в школе. Другие считают, что СДВГ — просто очередной модный диагноз, которым пытаются оправдать невоспитанность и «неудобность» ребенка для окружающих. 

Что это такое и о каком дефиците внимания идет речь, разбираемся со Светланой Боровой, клиническим психологом севастопольской региональной общественной организации «Нас много». Светлана руководит проектом комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с СДВГ, «Внимание, непоседы!», поддержанным Фондом президентских грантов.

Что такое СДВГ?

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это неврологическое поведенческое расстройство, которое проявляется только в детстве. То есть СДВГ — это особенность развития нервной системы, взросления организма.

Важно. Словосочетание «дефицит внимания» никак не связано с тем, что родители не уделяют необходимого внимания ребенку.

Три основных симптома СДВГ:

трудности с концентрацией внимания 

Ребенку сложно сосредоточиться и сконцентрироваться, особенно на тех делах, которые ему не интересны и требуют рутинных повторений. Он постоянно отвлекается, откладывает их на потом или забывает сделать.

невозможность усидеть на месте 

Ребенок постоянно находится в движении — бегает и скачет. Даже если сидит, постоянно дергает ногой, ерзает или вскакивает с места.

импульсивность 

Ребенок не успевает оценить ситуацию и выдает моментальную реакцию, которая может быть не равноценна случившемуся. Например, ребенка с СДВГ случайно толкают, и он, руководствуясь импульсами, сразу со всей силы отмахивается в ответ, не успев оценить, что «мотива» для такой бурной реакции не было.

СДВГ проявляется в нескольких формах: у одних детей это только гиперактивность, у других — дефицит внимания, а у третьих — все вместе. Самый распространенный вариант — последний, однако у девочек чаще проявляется только СДВ — синдром дефицита внимания.

По словам Светланы, медицинская статистика гласит, что людей с СДВГ в популяции около 15%-30%. То есть, в одном классе может быть от одного до пяти детей с этим синдромом. При этом в подавляющем большинстве случаев СДВГ проявляется именно у мальчиков.

Фото: Artyom Kabajev / Unsplash

Причины СДВГ

Главным фактором развития СДВГ у ребенка считается минимальная мозговая дисфункция, возникшая в перинатальный период. Сама дисфункция становится следствием гипоксии (нехватки кислорода для клеток головного мозга) плода во время внутриутробного периода или родов, рассказывает клинический психолог. 

Такую дисфункцию невозможно отследить на МРТ, только на электроэнцефалограмме. Там можно увидеть, что электрические потенциалы немного не соответствуют возрасту ребенка. Можно сказать, что нервная система ребенка с СДВГ по некоторым параметрам слегка «отстает в развитии» от нервной системы обычного ребенка.

«Часто бывает, что родители рассказывают: ребенок при рождении был синенький, наглотался околоплодных вод. Или пока мама была в положении, у нее были проблемы с давлением. Или же она обращала внимание, что во время беременности ей было очень жарко, все время хотелось открывать форточку и спать под легким одеялом, например. Это тоже косвенные признаки того, что гипоксия присутствовала», — рассказывает Светлана.

В результате гипоксии какая-то часть нервных клеток просто гибнет или начинает хуже функционировать. В детском возрасте это совершенно не фатально — нервные клетки медленно, но восстанавливаются. 

Сильнее всего СДВГ влияет на энергетические процессы в лобной коре головного мозга. Именно это приводит к сложностям с концентрацией внимания и волевой регуляцией своих действий.  

На особенность развития нервной системы влияет и наследственность. «Начинаешь разбираться, разговариваешь с родственниками, — многие сразу говорят, что у них такое было или у их сестры, тети, папы и так далее», — говорит Светлана.

Как себя ведут такие дети?

Поведение детей с СДВГ имеет отличительные признаки. Неврологи часто ставят таким детям диагноз «гиперкинетическое расстройство» — они не могут усидеть на месте ни минуты. Есть даже тест: ребенка просто сажают на стул перед неврологом и ждут, наблюдают. Проба со стулом (она так и называется) выявляет двигательную гиперактивность.

Кроме этого, родители часто ругают таких детей за невнимательность. Ребенок с СДВГ не может сконцентрировать свое внимание на чем-то достаточно долго. 

Пример. Школьный урок длится 45 минут. По словам Светланы, это много даже для обычного первоклассника, среднее время концентрации которого составляет не больше 20 минут. А у первоклассника с СДВГ это время сокращается до 5 минут, максимум 10. Причем это с учетом волевого усилия ребенка сосредоточиться на уроке.

А еще дети с СДВГ гипервозбудимые, эмоциональные, реагируют за долю секунды, не успев проанализировать, что произошло. Такая гиперчувствительность приводит к тому, что ребенок часто злится, плачет или обижается.

Стандартный набор фраз, которые слышат дети с СДВГ:

«Вечно ты витаешь в облаках!»

«Опять ворон ловишь?»

«Вот если бы ты был немного повнимательнее, был бы полным отличником!» 

Фото: Thomas Park / Unsplash

Почему про СДВГ заговорили именно сейчас?

Такая особенность формирования нервной системы существовала всегда — и несколько сотен лет назад тоже. Но именно проблемой это стало относительно недавно, когда появилось общее образование, и всех детей посадили за парты. Требования в школах ко всем одинаковые: сидеть 45 минут на уроке, слушать учителя и не отвлекаться. Но не все, как оказалось, могут выполнить эти требования, говорит Светлана.

«Представьте себе: в какой-нибудь условной Древней Греции или в средневековой крестьянской семье живет очень шибутной, бойкий, неусидчивый, невнимательный мальчик. Про него просто говорили: “Ой какой заводила, прямо бесенок в нем сидит, неспособен он к книжным наукам!”. И все, на этом все заканчивалось. А в наше время точно такой же ребенок должен сидеть за партой и получать замечания от учителя»

Светлана Боровая

Фото: Alvin Mahmudov / Unsplash

Сильные стороны детей с СДВГ

Дети с СДВГ с большим интересом, неуемной энергией и отдачей занимаются тем, что для них по-настоящему важно.

«Именно такие люди оказываются у нас двигателями прогресса. Очень у многих известных людей, прежде всего первооткрывателей, диагностировали или подозревали СДВГ. Примером для всех людей с СДВГ является Майкл Фелпс — титулованный олимпийский чемпион по плаванию, который смог реализоваться в спорте, в том числе “используя” особенности своей нервной системы», — рассказала Светлана.

Куда и когда обращаться за помощью, если родители замечают у ребенка симптомы СДВГ?

Прежде всего нужно обращаться к неврологам, поскольку СДВГ — это неврологическое поведенческое расстройство. По словам Светланы, часто случается так, что неврологи направляют таких детей к психиатрам, а психиатры — к психологам.

Клинические психологи действительно могут заметить синдром и помочь его проработать, но нужно помнить, что психологи — не медики, и поставить диагноз они не имеют права по законодательству. То есть они могут проинформировать родителей, но в медицинскую карточку вписывать что-либо не могут. За диагнозом следует идти именно к неврологу.

Светлана Боровая подчеркивает, что вести трехлетнего ребенка к врачу с подозрением на СДВГ бессмысленно. В таком возрасте все дети гиперактивны, это норма. Реальные симптомы синдрома можно заметить только в пять-шесть лет, когда ребенок пошел в школу и столкнулся там с трудностями, которых у других детей нет. Именно в этом возрасте ребенок впервые знакомится с ситуациями, которые требуют от него длительной сосредоточенности.

Как лечить СДВГ?

Симптомы СДВГ не лечат, а перерастают. По словам Боровой, если обобщить, то нарушение развития при СДВГ сводится к тому, что некоторые структуры мозга просто не сформировались до средней возрастной нормы и из-за этого не могут идеально функционировать. 

Важно. При этом не нужно путать СДВГ с отставанием в развитии. При СДВГ страдает не интеллект ребенка, а его способность к усидчивым рутинным занятиям, требующим волевых усилий. К ним относятся прописи, следование правилам оформления школьных заданий, необходимость долго находиться в одной и той же позе за партой. 

Нервная система развивается, и значительно легче жить ребенку с СДВГ становится уже лет в 12-13. Практически полностью проявления СДВГ сходят на нет к окончанию средней школы.

«Мозг полностью формируется к 21 году. В этом возрасте СДВГ у людей как такового уже нет, могут остаться только сформированные в детстве паттерны поведения», — говорит Светлана.

СДВГ – это нарушение развития, поэтому синдром проявляется до тех пор, пока центральная нервная система еще не сформировалась. Иными словами, говорить «У меня СДВГ» в 30 лет — не совсем корректно. Во взрослом возрасте СДВГ не существует, уверена Боровая.

При этом человек может избегать рутины и профессий, требующих усидчивости, концентрации на мелочах. Это последствие СДВГ, которое накладывает отпечаток на некоторые сферы уже взрослой жизни.

То есть, помимо приобретенных в детстве качеств характера, такие люди «бонусом» получают и стереотипы поведения — отвлекаемость, например. Но проявляется она, конечно, далеко не так серьезно, как в детстве, когда сконцентрироваться было просто невозможно.

Можно ли полностью перерасти СДВГ?

Да, можно.

«То, каким человек, у которого в детстве был СДВГ, станет во взрослом возрасте, зависит от того, насколько психологически травматично или совсем не травматично ребенок пройдет этот период своего развития», — объяснила Боровая.

Как помочь своему ребенку прожить СДВГ без потрясений?

Светлана советует следующее:

  1. Относитесь к ребенку и его трудностям с пониманием: не оскорбляйте его и не унижайте, когда у него что-то не получается. Иначе у него может развиться выученная беспомощность, а для детей с СДВГ это особенно нежелательно.
  2. Любите безусловно и принимайте ребенка таким, какой он есть.
  3. Постарайтесь всегда быть на стороне ребенка, особенно когда происходят какие-то конфликты в школе. Судите по справедливости. Понимайте, как на поведение ребенка влияют особенности его нервной системы и объясняйте это другим. 
  4. Исходите не из требований и удобства школы, а из особенностей и потребностей своего ребенка. Можно поменять учителя, школу, город, но не собственного ребенка. Подберите для ребенка хорошие условия для обучения (индивидуальный подход). Да, ребенок с СДВГ может быть очень сложен для социума, а это значит, что необходимо найти или создать поддерживающую социальную среду. В некоторых случаях идеальным вариантом может быть семейное образование. 
  5. Привлекайте специалистов для помощи ребенку — клинический психолог поможет справляться с дефицитами, проработать эмоции и переживания, негативный опыт общения с учителями или одноклассниками.
  6. Помочь ребенку снизить проявления СДВГ можно с помощью некоторых медикаментов и правильного психолого-педагогического подхода.

«Общество — это вызов, полоса препятствий. В жизни ребенка найдутся люди, которые будут критиковать, захотят его как-то наказать или сделать больно. Важно, чтобы в категорию этих людей не попадали родители. Задача родителей — создать безопасную среду», — подытожила Светлана.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике