На конференции «Медиа/НКО}профи» — 2023, которая проходит 26 октября в Москве, эксперты группы ЦИРКОН представили фрагмент результатов ежегодного исследования «Освещение в СМИ и социальных сетях деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России». Мониторинг и анализ проводился с марта по июнь 2023 года.
Больше всего публикаций, согласно результатам исследования, вышли в региональных изданиях — 73%, остальные 27% — в федеральных СМИ. При этом самыми активными регионами оказались Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
ТАСС, «РИА Новости» и Агентство социальной информации — три СМИ, выпустившие наибольшее число материалов, посвященных теме НКО в анализируемый период.
Фото: скрин презентации группы ЦИРКОН
Наибольшее внимание медиа уделяют волонтерам и добровольцам — это главные агенты сектора. А типичные благополучатели — бездомные животные и люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно группа ЦИРКОН пополняет исследование новыми темами для анализа. В этот раз «новинка сезона» — выбрали семь тем, которые связаны с СО НКО, и провели по ним отдельный мониторинг. Ими стали «мигранты и беженцы», «социальное волонтерство», «социальное предпринимательство», «домашнее насилие», «РАС», «ПНИ», «Социальный спорт».
На последние три темы приходится не больше тысячи публикаций во всех СМИ — федеральных и региональных — за целый год. На фоне присутствия других тем они практически незаметны.
Посмотреть презентацию полностью можно в телеграм-канале конференции «Медиа/НКО}профи» по ссылке.
После презентации представители медиа обсудили, как за последние годы сотрудничества медиа и НКО изменился третий сектор.
Елена Альшанская, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», была единственным спикером, представляющим НКО во время дискуссии. По ее словам, многие непрофильные СМИ используют темы и героев, предложенных некоммерческими организациями, но сами НКО не упоминают. Хотя для последних это критически важно, чтобы повышать узнаваемость своего имени.
В ответ на это Екатерина Алеева, шеф-редактор Forbes Life, заявила, что никогда не сталкивалась с тем, чтобы непрофильные издания не упоминали некоммерческие организации в своих материалах. «За последние 2 года я провела более 15 интервью с директорами НКО, и это не единственный способ, которым мы пользуемся для упоминания некоммерческих организаций», — рассказала Алеева. Например, каждые выходные в Forbes Life выходит подборка новостей про третий сектор.
Екатерина также затронула тему коммуникации НКО со СМИ и рассказала, что делать в том случае, когда вам, как организации, тема кажется очень важной, а крупные медиа не хотят ее освещать. Ответ — ищите издание, которому это будет интересно. Если не получается опубликоваться в крупном СМИ, идите в профильные — так вы гарантированно расскажете о волнующей вас проблеме.
«Журналисты отталкиваются исключительно от интересов своей аудитории. Мы действуем в рамках читаемости. Если тема интересна, СМИ точно ее возьмет», — объяснила Алеева.
Ева Меркачева, обозреватель газеты «Московский комсомолец», член СПЧ, осветила это с другой стороны. Журналист, к которому вы обращаетесь за помощью, может решить вашу проблему быстрее, чем вы сами.
«Каждый журналист — потенциальный правозащитник. У журналиста есть аудитория, он — единственный, кто может быстро получить от чиновников ответ на свой вопрос. Были случаи, когда НКО не могли что-то решить, а журналист делал это молниеносно.
Нужно воспитывать в журналистах желание менять мир», — заявила Меркачева.
При этом журналисту важно держать планку и не слишком вовлекаться в правозащитную деятельность, считает Рузанна Иванян, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. «НКО нас вовлекают в деятельность по продвижению позитивных изменений, но при этом мы теряем свою принципиальность, роль стороннего наблюдателя, критика и аналитика», — добавляет Иванян.
Рузанна Иванян. Фото: Вадим Кантор
Принять участие в дискуссии пригласили не только «мастодонтов» сектора, но и совсем молодых представителей. Так, Анна Черноголовина, главный редактор нового медиапроекта «Приличные люди», поделилась мнением, что в своей работе она не приемлет обобщений, поскольку они стирают лицо конкретного человека и его проблемы.
«Мы не прославляем добрые дела — в этом, как правило, нет фактуры. Мы хотим видеть социальный эффект и показать его. Мы не только пишем об НКО, а создаем в своем информационном пространстве доступную среду», — говорит Анна.
Конференция «Медиа/НКО} профи» в 2023 году прошла в седьмой раз, каждый год она приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, которому в этом году исполняется 29 лет. Мероприятие собирает сотрудников некоммерческого сектора, журналистов и медиаэкспертов, вместе они фиксируют тренды развития профессии журналиста, проговаривают возникающие в работе проблемы и находят пути их решения. Конференцию проводят Агентство социальной информации и Центр «Благосфера» при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».