С каждым годом музеи и культурные пространства все чаще внедряют междисциплинарные проекты, связанные, в частности, со спортивной тематикой. Может показаться, что спортивные практики в музейных программах — это нестандартное решение, но на самом деле спорт и культура имеет куда больше общего, чем мы привыкли считать.
Спорт как социальный институт потенциально может не только улучшить качество жизни, но и изменить систему ценностей современного человека. Идеей популяризации спорта и занялись музеи.
Универсальный язык
С 3 августа по 17 ноября в Еврейском музее и центре толерантности проходила выставка «Лев Бородулин. Предугадать момент».
Лев Абрамович Бородулин — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии. Прославился и как успешный коллекционер, создав в Израиле Фонд Borodulin Collection, — одно из крупнейших в мире собраний фотографий, сделанных советскими фотографами.
В выставке было три тематических блока: спорт, фотография и движение.
В публичной программе, приуроченной к выставке, были лекции и паблик-токи с экспертами об изменении спорта сквозь призму искусства, кинопоказ и даже тренировки на открытом воздухе.
Эльмира Минкина, куратор образовательных программ Еврейского музея, рассказала, что выставка привлекла неоднородную аудиторию: любителей и экспертов таких областей, как спорт, фотография, искусство, история и архитектура.
Сама Эльмира, далекая от мира спорта, рассказала, что в первую очередь обратила внимание именно на эстетическую, художественную ценность фотографий Льва Бородулина.
«Когда я узнала, что такая выставка будет в музее, меня сначала привлекла не спортивная составляющая фотографий, — а почерк, приемы, контраст черного и белого, композиция фотографий. Думаю, что сам Бородулин видел в спорте сферу, в отражении которой могли реализоваться его художественные навыки и взгляды», — считает Минкина.
Фото: Austrian National Library / Unsplash
Ретроспектива спортивного фотографа привлекла в музей «свежую» аудиторию — тех, кто интересовался исключительно спортом. Эльмира предполагает, что большинство заинтересовал показ фильма Сергея Новикова «”Бей-беги”: фильм длиною в матч», который проводился на выставке.
«Я сама ни разу не была на футбольном матче, но, смотря этот “фильм длиною в матч”, я искренне смеялась. Мне казалось, что я нахожусь на каком-то театрализованном представлении, такая карнавальность в этом была.
И вдруг понимаю, что мы все синхронно смеемся, — что в целом это универсальный язык, и публике не обязательно быть из художественных, креативных кругов, чтобы понять его», — объяснила Эльмира.
Спорт как культурное наследие
Для Российского этнографического музея спортивное наследие — это главный генератор памяти и показатель качества жизни народов. 10 октября в музее начался проект «Культура движения. Проект о культуре, спорте и образе жизни», поддержанный Фондом Потанина в рамках благотворительной программы «Сила спорта». Его цель — способствовать продвижению здорового образа жизни через установление связи между спортом и историко-культурными традициями.
«Мы хотим рассмотреть современные двигательные и спортивные практики как этнокультурное наследие. Понять, какие смыслы раскрываются в такой трактовке, и как этот подход поможет развить физическую культуру в современном обществе», — объяснила Ирина Донина, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея.
Проект на стыке спорта и культуры предлагает рассмотреть этот вопрос комплексно, благодаря инструментам антропологии, спортивных наук, музейного дела, истории и социологии.
Так, в ближайшие два года музей планирует исследовать современные двигательные практики и тренды и объединить усилия спортивных и культурных учреждений для укрепления здоровья общества. И все это — привлекая материалы традиционной физической активности народов России.
По мнению Дониной, это позволит музею выйти на новые, незнакомые сообщества: спортсменов и физкультурников, адептов здорового образа жизни и другие.
«На первый взгляд сложно увидеть, как пересекаются спорт и культура. Но культ здорового образа жизни во многом основан именно на традиционных ценностях разных народов, а значит точек пересечения у спорта и культуры множество», — считает Ирина.
Многофункциональный спортивный музей
ФГБУ «Государственный музей спорта» уже много лет делает социокультурные проекты в сфере физической культуры и спорта. Среди них — образовательные квесты, познавательные проекты, уроки в музее, мультимедийные и интерактивные выставки, планшетные выставки для образовательных учреждений, а также центров науки и культуры за рубежом.
Основная цель таких междисциплинарных проектов — популяризировать спорта, особенно среди детей. Для этого музей проводит «Экскурсии со спортсменом», — встречи с настоящими олимпийскими чемпионами, которые знакомят детей со своим видом спорта, историей своего спортивного пути, рассказывают о том, как стремиться к своей цели, и, конечно, отвечают на вопросы ребят, рассказывая, где они могут попробовать себя в данном виде спорта.
Удовольствие от культурно-спортивной выставки получают не только дети, но и пожилые люди. Например, экспозиция «ГТО: День физкультурника», представленная в московских «Лужниках» рассказывает о советском физкультурно-спортивном движении и о значимости комплекса ГТО, являющегося важной частью этого движения. По словам врио директора Музея спорта Александра Дубинина, пенсионеры говорят, что, заходя в залы и видя изображения спортсменов, спортивный инвентарь и костюмы, они как на машине времени перемещаются в счастливую молодость, когда у радиоприемников слушали шахматные матчи Карпова с Корчным.
«Спорт — это сложный социокультурный феномен. Пройдемся по хронологии: наскальная живопись — про спорт и тренировки, предки через рисунок учили бегать от хищников, метать копье и кидать камни. В Древней Греции любили изображать первого олимпийского чемпиона Геракла в виде скульптур. В XIX веке лучшие ювелирные дома Европы изготавливали спортивные призы. В Советском Союзе вообще был расцвет культуры — спорту посвящали стихи, песни, картины, рисовали плакаты, снимали кино, проводили целые парады физкультурников», — говорит Дубинин.
Фото: ALEXANDRE LALLEMAND / Unsplash
Александр добавил, что в современном мире музею необходимо постоянно придумывать новые формы работы с посетителем. Музей может и обучать, и развлекать, и помогать с профориентацией, и культурно развивать.
Так, Музей спорта является участником проекта «Усадьбы Москвы».
«Усадьбы Москвы» — иммерсивный фестиваль, объединяющий 15 усадеб столицы. В каждой из этих знаковых старинных усадеб проходит своя программа, включающая литературные чтения, лекции, иммерсивные спектакли и мастер-классы.
Этим летом, например, гости усадьбы А.К. Разумовского играли на лужайке в любимую игру аристократов — крокет, — смотрели интерактивное представление, и гуляли по залам исторического здания.
«Поэтому мы и говорим, что нужно не только рассказывать, но и искать способы мотивировать людей приобщиться к спорту. А различные способы подразумевают междисциплинарные проекты. И, если музей будет проводить такие проекты, это не только сохранит историческое спортивное наследие России, но и сформирует правильные ориентиры у подрастающего поколения», — считает Дубинин.
Культурный плоггинг
По словам заведующей отделом развития и реализации проектов государственно музея-заповедника «Царицыно» Юлии Семеновой, спорт в Царицыне имеет исторические корни.
Участники Международного дня йоги на территории музея-заповедника «Царицыно» в Москве. Фото: РИА Новости
В этом году сотрудники музея обнаружили, что ровно 110 лет назад в издании «Газетка для детей и юношества» вышла заметка о создании спортивного царицынского кружка.
Традиция сохранилась до сих пор, — заповедник по-прежнему считается центром притяжения спортсменов. А с 2019 года появился еще один проект, который объединил культуру и спорт — «Культурный плоггинг».
Ежегодно, с весны по осень, «Царицыно» проводит серию плоггинг-забегов по территориям музея-заповедника и исторических усадеб Москвы. Это пробежки по заранее построенным маршрутам, во время которых все участники собирают мусор — преимущественно неразлагаемый, например, пластиковые бутылки. Получается двойная польза — и для здоровья, и для природы. Проект объединяет любителей ЗОЖ, экоактивистов и всех, для кого слова «раздельный сбор мусора» не пустой звук.
Проект «Культурный плоггинг» придумала и реализовала Ольга Пугач.
Раньше Ольга была руководителем направления спорта и туризма ГМЗ «Царицыно», а теперь является руководителем направления «Культурный плоггинг».
«Уникальность проекта состоит не в том, что он спортивный, а в том, что он социокультурный, поскольку совмещает в себе культурно-просветительскую, экологическую и спортивную составляющие. Именно эту идею и удалось реализовать Ольге – увлечь тех, кто занимается спортом новым форматом знакомства с культурным наследием, совместить это с полезными активностями – сбором мусора, — и в результате сделать спортивную пробежку максимально насыщенной впечатлениями и пользой», — говорит Юлия.
Гости музея-заповедника, которые ранее просто бегали привычными маршрутами, благодаря плоггингу открыли для себя удивительные факты об окрестностях, а сама территория заповедника стала источником знаний и впечатлений.
Юлия отметила, что междисциплинарный проект привлек к музею новую аудиторию. Участники плоггинга становятся посетителями музея и даже амбассадорами Царицына в спортивном сообществе.
«Но над этим надо продолжать работать. Мы бы хотели, чтобы в музей приходили и те, кто увлечен другими видами спорта – волейболисты, шахматисты, футболисты и другие. Так что, есть еще потенциал для новых идей», — поделилась планами Семенова.