Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Статьи

Спорт и культура: генетическое родство или разные полярности?

Как происходит слияние двух, казалось бы, совершенно разных направлений, и почему исторические, культурные музеи и заповедники внедряют спортивные проекты.

Статуя Геракла (или Геркулеса), основателя Олимпийских игр, в музее в Анталии, Турция. Фото: Şafak Atalay / Unsplash

С каждым годом музеи и культурные пространства все чаще внедряют междисциплинарные проекты, связанные, в частности, со спортивной тематикой. Может показаться, что спортивные практики в музейных программах — это нестандартное решение, но на самом деле спорт и культура имеет куда больше общего, чем мы привыкли считать. 

Спорт как социальный институт потенциально может не только улучшить качество жизни, но и изменить систему ценностей современного человека. Идеей популяризации спорта и занялись музеи.

Универсальный язык

С 3 августа по 17 ноября в Еврейском музее и центре толерантности проходила выставка «Лев Бородулин. Предугадать момент». 

Лев Абрамович Бородулин — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии. Прославился и как успешный коллекционер, создав в Израиле Фонд Borodulin Collection, — одно из крупнейших в мире собраний фотографий, сделанных советскими фотографами.

В выставке было три тематических блока: спорт, фотография и движение. 

В публичной программе, приуроченной к выставке, были лекции и паблик-токи с экспертами об изменении спорта сквозь призму искусства, кинопоказ и даже тренировки на открытом воздухе. 

Эльмира Минкина, куратор образовательных программ Еврейского музея, рассказала, что выставка привлекла неоднородную аудиторию: любителей и экспертов таких областей, как спорт, фотография, искусство, история и  архитектура. 

Сама Эльмира, далекая от мира спорта, рассказала, что в первую очередь обратила внимание именно на эстетическую, художественную ценность фотографий Льва Бородулина. 

«Когда я узнала, что такая выставка будет в музее, меня сначала привлекла не спортивная составляющая фотографий, — а почерк, приемы, контраст черного и белого, композиция фотографий. Думаю, что сам Бородулин видел в спорте сферу, в отражении которой могли реализоваться его художественные навыки и взгляды», — считает Минкина.

Фото: Austrian National Library / Unsplash

Ретроспектива спортивного фотографа привлекла в музей «свежую» аудиторию — тех, кто интересовался исключительно спортом. Эльмира предполагает, что большинство заинтересовал показ фильма Сергея Новикова «”Бей-беги”: фильм длиною в матч», который проводился на выставке. 

«Я сама ни разу не была на футбольном матче, но, смотря этот “фильм длиною в матч”, я искренне смеялась. Мне казалось, что я нахожусь на каком-то театрализованном представлении, такая карнавальность в этом была.

И вдруг понимаю, что мы все синхронно смеемся, — что в целом это универсальный язык, и публике не обязательно быть из художественных, креативных кругов, чтобы понять его», — объяснила Эльмира. 

Участники соревнований по национальной борьбе на празднике народов Крайнего Севера — Дне оленевода в Салехарде. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Спорт как культурное наследие

Для Российского этнографического музея спортивное наследие — это главный генератор памяти и показатель качества жизни народов. 10 октября в музее начался проект «Культура движения. Проект о культуре, спорте и образе жизни», поддержанный Фондом Потанина в рамках благотворительной программы «Сила спорта». Его цель —  способствовать продвижению здорового образа жизни через установление связи между спортом и историко-культурными традициями.

«Мы хотим рассмотреть современные двигательные и спортивные практики как этнокультурное наследие. Понять, какие смыслы раскрываются в такой трактовке, и как этот подход поможет развить физическую культуру в современном обществе», — объяснила Ирина Донина, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея.

Проект на стыке спорта и культуры предлагает рассмотреть этот вопрос комплексно, благодаря инструментам антропологии, спортивных наук, музейного дела, истории и социологии.

Участники III фестиваля национальных видов спорта народов России и стран Евразии «Русский мир», который проходит на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Так, в ближайшие два года музей планирует исследовать современные двигательные практики и тренды и объединить усилия спортивных и культурных учреждений для укрепления здоровья общества. И все это — привлекая материалы традиционной физической активности народов России. 

По мнению Дониной, это позволит музею выйти на новые, незнакомые сообщества: спортсменов и физкультурников, адептов здорового образа жизни и другие.

«На первый взгляд сложно увидеть, как пересекаются спорт и культура. Но культ здорового образа жизни во многом основан именно на традиционных ценностях разных народов, а значит точек пересечения у спорта и культуры множество», — считает Ирина.  

Скульптура Геркулеса в Италии. Фото: Simone Pellegrini / Unsplash.

Многофункциональный спортивный музей

ФГБУ «Государственный музей спорта» уже много лет делает социокультурные проекты в сфере физической культуры и спорта. Среди них — образовательные квесты, познавательные проекты, уроки в музее, мультимедийные и интерактивные выставки, планшетные выставки для образовательных учреждений, а также центров науки и культуры за рубежом. 

Основная цель таких междисциплинарных проектов — популяризировать спорта, особенно среди детей. Для этого музей проводит «Экскурсии со спортсменом», — встречи с настоящими олимпийскими чемпионами, которые знакомят детей  со своим видом спорта, историей своего спортивного пути, рассказывают о том, как стремиться к своей цели, и, конечно, отвечают на вопросы ребят, рассказывая, где они могут попробовать себя в данном виде спорта.

Удовольствие от культурно-спортивной выставки получают не только дети, но и пожилые люди. Например, экспозиция «ГТО: День физкультурника», представленная в московских «Лужниках» рассказывает о советском физкультурно-спортивном движении и о значимости комплекса ГТО, являющегося важной частью этого движения. По словам врио директора Музея спорта Александра Дубинина, пенсионеры говорят, что, заходя в залы и видя изображения спортсменов, спортивный инвентарь и костюмы, они как на машине времени перемещаются в счастливую молодость, когда у радиоприемников слушали шахматные матчи Карпова с Корчным. 

«Спорт — это сложный социокультурный феномен. Пройдемся по хронологии: наскальная живопись — про спорт и тренировки, предки через рисунок учили бегать от хищников, метать копье и кидать камни. В Древней Греции любили изображать первого олимпийского чемпиона Геракла в виде скульптур. В XIX веке лучшие ювелирные дома Европы изготавливали спортивные призы. В Советском Союзе вообще был расцвет культуры — спорту посвящали стихи, песни, картины, рисовали плакаты, снимали кино, проводили целые парады физкультурников», — говорит Дубинин.

Фото: ALEXANDRE LALLEMAND / Unsplash

Александр добавил, что в современном мире музею необходимо постоянно придумывать новые формы работы с посетителем. Музей может и обучать, и развлекать, и помогать с профориентацией, и культурно развивать. 

Так, Музей спорта является участником проекта «Усадьбы Москвы». 

«Усадьбы Москвы» — иммерсивный фестиваль, объединяющий 15 усадеб столицы. В каждой из этих знаковых старинных усадеб проходит своя программа, включающая литературные чтения, лекции, иммерсивные спектакли и мастер-классы. 

Этим летом, например, гости усадьбы А.К. Разумовского играли  на лужайке в любимую игру аристократов — крокет, — смотрели интерактивное представление, и гуляли по залам исторического здания. 

«Поэтому мы и говорим, что нужно не только рассказывать, но и искать способы мотивировать людей приобщиться к спорту. А различные способы подразумевают междисциплинарные проекты. И, если музей будет проводить такие проекты, это не только сохранит историческое спортивное наследие России, но и сформирует правильные ориентиры у подрастающего поколения», — считает Дубинин. 

Культурный плоггинг

По словам заведующей отделом развития и реализации проектов государственно музея-заповедника «Царицыно» Юлии Семеновой, спорт в Царицыне имеет исторические корни.

Участники Международного дня йоги на территории музея-заповедника «Царицыно» в Москве. Фото: РИА Новости

В этом году сотрудники музея обнаружили, что ровно 110 лет назад в издании «Газетка для детей и юношества» вышла заметка о создании спортивного царицынского кружка. 

Традиция сохранилась до сих пор, — заповедник по-прежнему считается центром притяжения спортсменов. А с 2019 года появился еще один проект, который объединил культуру и спорт — «Культурный плоггинг».

Ежегодно, с весны по осень, «Царицыно» проводит серию плоггинг-забегов по территориям музея-заповедника и исторических усадеб Москвы. Это пробежки по заранее построенным маршрутам, во время которых все участники собирают мусор — преимущественно неразлагаемый, например, пластиковые бутылки. Получается двойная польза — и для здоровья, и для природы. Проект объединяет любителей ЗОЖ, экоактивистов и всех, для кого слова «раздельный сбор мусора» не пустой звук.

Проект «Культурный плоггинг» придумала и реализовала Ольга Пугач

Раньше Ольга была руководителем направления спорта и туризма ГМЗ «Царицыно», а теперь является руководителем направления «Культурный плоггинг». 

«Уникальность проекта состоит не в том, что он спортивный, а в том, что он социокультурный, поскольку совмещает в себе культурно-просветительскую, экологическую и спортивную составляющие. Именно эту идею и удалось реализовать Ольге – увлечь тех, кто занимается спортом новым форматом знакомства с культурным наследием, совместить это с полезными активностями – сбором мусора, — и в результате сделать спортивную пробежку максимально насыщенной впечатлениями и пользой», — говорит Юлия. 

Гости музея-заповедника, которые ранее просто бегали привычными маршрутами, благодаря плоггингу открыли для себя удивительные факты об окрестностях, а сама территория заповедника стала источником знаний и впечатлений. 

Отдыхающие в парке «Царицыно» в Москве. Евгений Биятов / РИА Новости

Юлия отметила, что междисциплинарный проект привлек к музею новую аудиторию. Участники плоггинга становятся посетителями музея и даже амбассадорами Царицына в спортивном сообществе. 

«Но над этим надо продолжать работать. Мы бы хотели, чтобы в музей приходили и те, кто увлечен другими видами спорта – волейболисты, шахматисты, футболисты и другие. Так что, есть еще потенциал для новых идей», — поделилась планами Семенова. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике