Новости
Новости
12.04.2024
11.04.2024
10.04.2024
18+
Статьи

«Наша работа не может встать на паузу»: медицинские клоуны открыли новую НКО в Москве

«Здесь с тобой» – новая организация, развивающая медицинскую клоунаду в России. Чем будет заниматься НКО и почему важно переходить от волонтерства к профессии – объяснила АСИ Лерика Лукина, учредитель и директор организации.

Лерика Лукина. Фото: Вадим Кантор / АСИ

Автономная некоммерческая организация «Центр развития медицинской клоунады «Здесь с тобой» была зарегистрирована в конце декабря 2023 года. У «руля» – Лерика Лукина, которая больше десяти лет занимается медицинской клоунадой.

Лерика с 2012 года работает клоуном по имени Тик-Так в разных больницах. А еще, кроме общения с пациентами, учит других основам медицинской клоунады. Бывшие студенты и предложили Лерике открыть собственную организацию.

«До этого я работала в другой организации, но решила уйти из-за внутренних разногласий. Когда озвучила свое решение, студенты, которых я учила во Всероссийской школе клоунов, сказали: «Мы пойдем за тобой». А куда идти? Стало понятно, что нужна своя команда», – объясняет Лерика.

Оформить необходимые документы, создать сайт и настроить всю работу команде помогают специалисты АНО «Центр развития и поддержки социально значимых проектов «Поколения возрождения». Лерика отмечает помощь директора, замдиректора и менеджера по проектам организации. Без их поддержки создать организацию так быстро не получилось бы, отмечает основатель «Здесь с тобой».  

День рождения у новой организации 27 декабря: в этот день Минюст официально зарегистрировал НКО. В планах – не просто собрать команду единомышленников, а сделать медицинскую клоунаду профессией, чтобы каждый сотрудник получал регулярную заработную плату.

Как будет работать новая организация?

Если частные клиники часто готовы самостоятельно оплачивать работу медицинских клоунов, то государственные учреждения не могут выделить на это финансирование. Поэтому в планах НКО – найти спонсоров, чтобы работа клоунов достойно оплачивалась, но оставалась безвозмездной для пациентов и их семей.

Сейчас медицинские клоуны «Здесь с тобой» работают в «Медси» в Боткинском проезде. Лерика два года устроена там, как штатный специалист. Когда руководство в лице Евгения Ледина, руководителя центра химиотерапии, узнало, что Лукина открывает свою организацию, то пригласило клоунов работать к себе.

Тик-Так (Лерика Лукина). Фото предоставлено Лерикой Лукиной

В отделении химиотерапии в Боткинском проезде проходят лечение взрослые пациенты. Сейчас «Здесь с тобой» получила предложения о сотрудничестве и от других больниц. В них клоуны будут работать с детьми и взрослыми.

«Сейчас мы создаем шаблоны договоров для работы с учреждениями, клоунами, партнерами, чтобы все было официально, и наши сотрудники постепенно становились частью системы здравоохранения. Это история не про «добрые сердца», «горящие глаза» и так далее. Это действительно настоящая работа, регулярность, стабильность», – рассказывает Лерика Лукина.

Еще команда «Здесь с тобой» планирует обучать новых сотрудников. Когда организация «окрепнет», то объявит набор в «Школу медицинских клоунов» на занятия для тех, кто хочет познакомиться с этой профессией и освоить ее.

Знак доверия

В работе медицинского клоуна важен не только профессионализм, но и уважение: как к пациентам и врачам, так и друг к другу. Это одна из ключевых ценностей команды, которую решили отобразить даже на логотипе.

Логотип организации – это две руки, которые соприкасаются кулачками: с одной стороны – врач, с другой – клоун. Девиз организации – «здесь с тобой, мы есть и мы рядом, всегда». 

«Идея появилась неслучайно: один из врачей-травматологов «Медси» каждый раз, когда видит нас, протягивает свой кулачок и приветствует клоунов таким образом. Мы стали называть это между собой «кулачки на удачу».

И когда думали над логотипом, наша Катя, клоун Китик, которая по образованию художник, изобразила именно этот жест. Получилось мило, трогательно и очень точно отражает смысл работы», – говорит Лерика.

Планы на 2024 год

Первостепенная задача – решить оставшиеся организационные вопросы, создать сайт и соцсети, проработать бренд. Также необходимо трудоустроить клоунов в штат (сейчас их около десяти человек), договориться о графике работы с командой и учреждениями.

«Наших клоунов распределим по больницам. Мы понимаем по отзывам, что наши специалисты нужны в разных отделениях», – объясняет Лерика Лукина.

В среднем в больнице клоун проводит полдня. Это не только работа с пациентами, но и подготовка к выходу, обратная связь, написание отчетов, общение с медперсоналом. Еще клоуну важно регулярно проходить диспансеризации и профосмотры, чтобы не навредить пациентам, поскольку их подопечные – люди с ослабленным иммунитетом.

Тик-Так и Китик (Лерика Лукина и Катя Зеленская). Фото предоставлено Лерикой Лукиной

Договариваться с клоунами на работу на волонтерских началах кажется Лерике неправильным: слишком большая эмоциональная нагрузка и ответственность. Поэтому средства, которые пойдут на зарплаты медицинских клоунов, будут привлекать с помощью фандрайзинга.

«В других городах тоже есть клоуны, с которыми мы давно общаемся. Некоторые из них ходят в больницы поодиночке или небольшой группой. Нам хочется в этом году вместе с ними устраивать семинары для повышения квалификации: без них в творческой профессии очень сложно. Еще в планах тренинги для врачей, запрос на которые мы получаем от заведующих отделений, с которыми работаем», – отмечает Лерика.

Почему медицинская клоунада должна становиться профессией

Как отмечает Лерика, сейчас медицинские клоуны в регионах чаще всего приходят в больницы, как волонтеры. Практики трудоустраивать таких специалистов в штат практически нет.

«Очень мало людей, которые больше десяти лет приходят клоунами в больницы, как волонтеры, и не оставляют это дело. Многие выгорают, теряют интерес или мотивацию, им не хватает поддержки, нового опыта», – говорит основатель «Здесь с тобой».

Медицинским клоунам важно обмениваться опытом. У каждого свой стиль работы, особые приемы и методики в общении с разными пациентами. Клоунада в больнице – это всегда импровизация. Если перестанешь учиться и вдохновляться, то можно перегореть.

«Именно поэтому мы хотим сделать из этой деятельности настоящую профессию. Потому что только изнутри понимаем, сколько труда, невидимого на первый взгляд, вложено в эту работу. Мы не просто надели нос, пришли, повеселили, переоделись обратно и пошли домой. Этому надо учиться, и это надо каждый день делать на должном уровне», – продолжает Лерика.

Регистрация НКО позволит систематизировать некоторые процессы. Например, можно будет подать заявку на грант, организовать общие супервизии, подписать с больницей соглашение о сотрудничестве: все это и помогает выстраивать системную и стабильную работу клоунов. 

Когда клоун представляет конкретную организацию и он официально трудоустроен — это влияет на восприятие со стороны медицинского сообщества. Поначалу врачи могут не принимать клоунов. Но когда они видят терапевтический эффект от общения клоунов с пациентами и медиками, то это отношение меняется.

Рика и Зюзюка (Ира Журавлёва и Таня Кузнецова). Фото предоставлено Лерикой Лукиной

А еще стабильность работы клоунов важна и для самих пациентов. Когда клоун работает один в отделении, есть риск оставить людей без поддержки: если артист заболеет или уйдет в отпуск. А с командой, работающей по единому стандарту, эта поддержка и общение не прерываются.

«Процесс лечения не может остановиться. А значит, и наша работа на может встать на паузу. Психоэмоциональная поддержка нужна постоянно, один, два или три раза в неделю стабильно мы приходим в одни и те же отделения. Конечно, клоуны не должны там ночевать, но мы появляемся там по заранее оговоренному графику и знаем: нас ждут», – объясняет Лерика.

Клоун – это специалист, который позволяет справиться со страхом и минимизировать неприятные впечатления от нахождения в больнице. Если таких специалистов, которые качественно выполняют свою работу, будет больше, то и процесс госпитализации будет проходить легче, говорит Лерика.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике