Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Открытый диалог»: как развивать третий сектор в регионах

Благотворительность успешно работает только вместе с бизнесом и властью, считают эксперты.

Фото: Dylan Gillis / Unsplash.com

Для определения климата некоммерческого сектора в регионах нужно понимать, какие факторы на него влияют, считает Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX. Основные тренды и направления развития некоммерческого сектора на местном уровне эксперты попытались определить во время сессии «Не в Москве — как развивается благотворительность в провинции» на Форуме благотворителей и меценатов Forbes, который прошел в конце февраля.

Как рассказал Дмитрий Гришанков, RAEX готовит к выпуску новый рейтинг региональной благотворительности. По его словам, три основных фактора влияния на сектор НКО в регионах — это:

  • количество упоминаний об НКО;
  • потенциальная аудитория, насколько в регионе часто люди ищут помощь;
  • количество крупнейших НКО.

Кроме того, рейтинговое агентство определило основные источники ресурсов для развития третьего сектора в регионах — корпоративные фонды, фандрайзинг, поддержка властей.

По мнению экспертов, чтобы найти общую формулу успеха для региональных НКО, важно учитывать местные особенности. Так, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова считает, что региональные доноры не всегда понимают, на что они тратят деньги.

«У нас есть предприниматели, которые вкладываются в благотворительность, но сесть и обсудить стратегию не могут. Хотя все понимают, что развиваться надо. Некоторые территории, у которых есть ресурсы, берут наши технологии и делают свои проекты. Когда мы просим, чтобы и на нашей территории опробовали эту технологию, нам отвечают, что мы в другом месте живем и нас ваша территория не интересует, только технологии», — признается Марина Михайлова. 

По ее словам, чтобы появились успешные проекты в регионах, в первую очередь нужны люди, которые их будут поддерживать.

«А у нас часто уходят благотворители с еще неустоявшегося проекта. Знаю по опыту, что первые результаты работы с малыми территориями появляются минимум через три года. Для многих предпринимателей это долго», — говорит эксперт.

Генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие» Юлия Мишина подтвердила, что отдача от культурных проектов зачастую требует времени. Так, «Выкса-фестиваль», который проводится с 2011 года при поддержке ОМК, — с «сильно отложенным эффектом». Но спустя 13 лет стало заметно, как изменилась эта территория, и главное — жители.

«Мировоззрение людей, которые живут на этой территории, сильно поменялось. По нашим сведениям, треть готовы вовлекаться в волонтерство, 60% готовы посещать фестиваль — и эта цифра растет. 40% видят в этом возможности для развития предпринимательства», — уточнила Юлия Мишина.

Партнерство НКО и бизнеса

Представители некоммерческого сектора утверждают, что бизнесу нужно изменить тактику в работе с НКО. По мнению директора центра «Гарант», часто со стороны бизнеса можно услышать призывы к партнерству с НКО, но на самом деле для некоммерческой организации это партнерство больше похоже на работу подрядчика.

Фото: Николай Гернет / АСИ

«Именно поэтому НКО не развивается. От такого партнерства нет роста, а бизнес требует мгновенного эффекта», — считает Марина Михайлова.

По мнению генерального директора благотворительного фонда «ОМК-Участие», чтобы наладить диалог между компаниями и НКО, все проекты должны быть связаны в одну экосистему на общей территории, тогда будет легче развиваться и дружить.

«Нужно заранее создавать проект, рассчитанный на тиражирование в любом регионе, чтобы государство, а именно с одобрения властей это происходит, смогло легко перенести его из одного места в другое», — подчеркнула Юлия Мишина. 

«Мы так и делаем: поддерживаем развитие, перенос практик из других регионов. Зачем изобретать велосипед, если есть что-то хорошо работающее, — подтвердила эту идею исполнительный директор фонда “Кольский” Мария Соловьева. — Мы также занимаемся софинансированием (проектов. — Прим. АСИ) на федеральный грантовый конкурс и поддерживаем перспективные проекты стратегически на пять лет с ежегодным финансированием. Сюда входит обеспечение недостающими ресурсами для полноценного развития организации». 

Открытый диалог

«Мы пытаемся найти того партнера, с которым мы бы сообща решали проблемы. В этом случае нужен открытый диалог: не делать вид, что ты услышал эту проблему, а действовать и что-то менять», — говорит Кирилл Цикун, директор департамента устойчивого развития УК «Металлоинвест».

По словам участников дискуссии, только объединив усилия, можно что-то поменять к лучшему.

«Раньше, мы, НКОшники, считали себя конкурирующими организациями, боролись за один ресурс. Но когда работаешь в связке ради одной цели, понимаешь, что открывается больше возможностей, как раз если ты действуешь в партнерстве», — заключила Елена Меньшакова, директор Музейного объединения Ненецкого автономного округа. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике