Затопление помещения — проблема, которая обычно приводит к значительным потерям и неудобствам. В Челябинске заложниками такой неприятной ситуации становятся НКО, которые зачастую арендуют полуподвальные или подвальные помещения. Здесь обычно располагаются канализационные трубы и другие коммуникации. Нередко подвалы и цокольные этажи по весне и в дождливый период заливает водой. Пострадавшие организации рассказали АСИ, что делать, если затопило офис.
Благотворительный фонд помощи онкобольным детям «Искорка Фонд»
Офис организации затопило ночью после новогодних праздников. Приехавшие на работу сотрудники обнаружили, что потолок, стены, полы, мебель и оргтехнику залило горячей водой. Первое, что предприняли в фонде после устранения аварии, — сделали фотографии и записали видео, чтобы иметь доказательства масштабов произошедшего с указанием даты и времени съемки. Затем НКО стала искать юриста: разместили объявление и нашли специалиста по вопросам ЖКХ, которая согласилась сопровождать дело безвозмездно. В фонде отмечают, что затопление требует быстрого и эффективного реагирования, поэтому важно найти компетентного специалиста, который поможет защитить интересы организации.
«Юрист тоже все сняла на камеру. Был составлен акт о заливе. Потом обратились в управляющую компанию. Там сказали, что вина не их, а жильца сверху. Тот обвиняет в произошедшем «управляйку». Через несколько дней приехал нанятый юристом оценщик. Сейчас ведутся переговоры между УК и жильцом. Он тоже выставил акт ЖЭКу, потому что аварийная служба долго ехала», — рассказала АСИ директор по развитию «Искорка Фонда» Асия Миллер.
Офис до сих пор не восстановлен. Часть сотрудников работает удаленно, с подопечными фонда проводят занятия в небольшом помещении. Как объясняет Асия Миллер, ремонт организация сделать не может, потому что обнаружили под полом протекающую общедомовую канализационную трубу. Ее должна была заменить ЖЭК, но, когда пришли работники, оказалось, что переполнены колодцы. ЖЭК подала заявку на их откачку.
Сотрудница «Искорка Фонд» отмечает, что большая часть расходов на предстоящий ремонт придется на стройматериалы. «У нас линолеум, а под ним фанера, и теперь все нужно менять. Это же сырость, может появиться плесень. У нас и так подвальное помещение “не дышит”. Мы искали другое, не в цоколе, но для нас это дорого, конечно. Нужно стены штукатурить, красить, потолок менять. Повреждена мебель, разбухли столы. Часть техники тоже вышла из строя. Документация промокла, подарочная продукция для детей испорчена», — сокрушается она.
Фонд ожидает возмещения ущерба — около 300 тысяч рублей, но надеется, что удастся разрешить вопрос без судебного разбирательства.
Челябинское отделение Российского Красного Креста
В январе 2023 года команда РКК в Челябинске только завершила ремонт в четырех из восьми выделенных помещений. Планировали открыть там склад по приему и выдаче гуманитарной помощи нуждающимся. Кабинеты затопило канализационными стоками, волонтеры несколько дней убирали последствия.
«Запах стоял невыносимый. Вышли из строя электроинструменты, в коробках вздулась новая мебель, собранная тоже пришла в негодность. Покрашенные стены — в каловых массах, двери испортились, закупленные строительные материалы — гипсокартон, цемент, краска — на выброс», — поделился с АСИ председатель челябинского регионального отделения РКК Евгений Косовских.
Представитель организации рассказывает, что в результате коммунальной аварии размыло большую часть коробок с антисептиками стоимостью более 1 млн рублей. Их привезли из центрального аппарата РКК в Москве перед Новым годом. Тогда была эпидемия по гепатиту, и флакончики, находившиеся рядом с каловыми массами, уже не могли передать людям.
Фото предоставлено Евгением Косовских / РКК
Первые шаги, которые предприняла НКО: позвонили в ЖЭК, чтобы составить акт о затоплении. Все последствия ЧП зафиксировали на фото и видео. Пригласили СМИ, которые опросили соседей. Свидетели подтвердили, что до аварии из подвала несколько дней пахло канализацией. Позже все эти материалы предоставили судье, приложив фотографии помещений до потопа. Далее нашли независимых специалистов, которые провели экспертизу после залива и оценили ущерб, в том числе за испорченные инструменты.
«Мы отправили по почте официальные уведомления в ЖЭК и водоканал о приглашении на экспертизу. Это обязательно, — отмечает Евгений Косовских. — К слову, водоканал сказал судье: мол, никаких писем не получали. Тут мы возразили, предоставив подтверждающие документы. У нас убытки получились на 1,7 миллиона рублей. И это при том, что затопило на 25 сантиметров и ущерб оценили ровно по этому уровню. Несмотря на то что стены нужно полностью ремонтировать, менять размокшие двери. Мы приложили все накладные и чеки».
Евгений Косовских уточнил, что, когда определили сумму причиненного ущерба, в РКК предложили коммунальным службам досудебное урегулирование конфликта. Однако обе организации свою вину не признали и добровольно возмещать ущерб отказались.
«Был открыт стояк, и было видно, что оттуда все бежало, — вспоминает Евгений Косовских. — Виноват как бы и ЖЭК, и водоканал. Они стали друг на друга перекладывать ответственность, ругаться между собой. Я сказал: раз мирно не получается договориться, мы вынуждены подать иск в арбитражный суд».
Теперь каждые пару месяцев участники судебного процесса встречаются в зале заседаний. Все это время затопленное помещение ждет ремонта.
«С момента потопа в кабинетах ничего не трогаем, поскольку было ожидаемо, что ответчики вину и результаты нашей экспертизы не признают, — продолжает руководитель НКО. — И вот недавно только провели судебную экспертизу. Вновь все сфотографировали. Я надеюсь, что хотя бы в этом году в деле поставят точку».
РКК намерен отказаться от этого офиса и готовится к переезду. Новое помещение выделила мэрия. А пока организация продолжает оплачивать коммунальные услуги за помещения, которыми с января прошлого года уже не пользуется.
«Платим просто так за отопление по 25–30 тысяч рублей. Площадь большая у нас, около 245 квадратных метров. Там еще трубу прорвало недавно, и горячая вода бежала. Но мы уже так устали, что не стали разбираться. Слесарь подлатал, и все. Нам говорят: ну вы же понимаете, дома-то старые. Но ведь счета приличные выставляют. Если не оплатишь — в суд подают и пени насчитают. Будьте добры, делайте свою работу добросовестно», — возмущается Евгений Косовских.
Реабилитационный центр зоотерапии «Лапа надежды»
Коммунальная авария случилась в начале 2024 года года и в челябинском реабилитационном центре зоотерапии «Лапа надежды». По словам руководителя НКО Александры Сытиной, трубу прорвало из-за переполненных колодцев, которые не были своевременно очищены. Кроме того, жильцы дома смывали в канализацию бытовые отходы.
«Пришли на работу, открываем дверь, а там все плавает: фекалии, тряпки, подгузники и все на свете. Этот коммунальный потоп стал настоящим бедствием для нашего офиса. Он нанес значительный ущерб, нарушил наш рабочий процесс и создал невыносимый запах, который мы месяц выветривали. Пришлось выбросить линолеум, ковры, маты, три двери нужно заменить. Мебель разбухла, но решили оставить, так как накладно новую покупать. Также выполнена полная дезинфекция помещения и уборка. Муж с лопатой ходил, все выгребал. Две недели мы с благополучателями наводили порядок», — рассказала Александра Сытина.
На восстановление центра руководитель потратила более 70 тысяч рублей личных средств и небольшие пожертвования. При этом НКО всего пару лет назад провела капитальный ремонт помещения. Организация смогла в короткие сроки устранить последствия аварии и вернуться к работе. Однако бороться за возмещение ущерба не стала.
Фото: wirestock / Freepik
«Коммунальщики посоветовали беседовать с жильцами, чтобы они не засоряли канализацию. То есть никто ни за что не хочет отвечать. Оценщикам платить нужно, ждать, когда экспертизу проведут. На время разбирательств помещениями нельзя пользоваться, а у нас проекты, занятия негде проводить. Я поняла, что у меня просто нет на это времени, и не факт, что нам компенсируют траты. Поэтому проще было все самим отремонтировать и продолжить работу», — призналась руководитель центра.
Александра Сытина отметила, что их НКО, как и многие другие, арендующие офисы в подвалах и на цокольных этажах, находятся в безвыходной ситуации. Риски повторного затопления остаются. Страховые компании не берут на страхование такие помещения, а альтернатив нет.
«Для наших некоммерческих организаций что-то более-менее доступное — это цоколь. Люди годами работают в подвалах. Хотелось бы, чтобы какие-то льготы на ЖКУ сделали. Ведь мы тратим огромные деньги на ремонт и снабжение помещений, приводим их в надлежащее состояние, в том числе после аварий», — рассказала Александра Сытина.
Южноуральские общественники хотят объединиться и обсудить инициативу по субсидированию части расходов на оплату коммунальных услуг социально ориентированным НКО.