Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Серии

Работа, спорт, поход в музей, онлайн-курсы и выходные в деревне: пять практик социализации для взрослых людей с аутизмом

Текст подготовлен по материалам VIII Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди, который прошел в Москве с 31 марта по 3 апреля.

Фото: freepik.com

До определенного возраста дети с аутизмом включены в систему инклюзивного образования. Но когда они подрастают, часто оказываются в изоляции. Программ по социализации и адаптации для взрослых с расстройством аутистического спектра (РАС) значительно меньше, чем для детей. Но они есть, и они развиваются, а их создатели готовы делиться опытом.

Выход людей с РАС на открытый рынок труда

Центр «Работа-i» в Санкт-Петербурге действует по технологии трудоустройства людей с низкими стартовыми возможностями «Все получится!» фонда «Рауль». Услуги оказываются широкой аудитории, в том числе людям с РАС. Соискатели, которым нужна большая поддержка, проходят через программу подготовки. Задача специалистов – выявить потребности и возможности кандидата и соотнести их с открытыми на данный момент вакансиями.

«Как путь любого человека к трудоустройству не линеен, так и нашим кандидатам нужен индивидуальный трек, — говорит Мария Гучина, руководитель Центра экспертизы “Все получится!”. – В него входят диагностика, индивидуальные консультации и групповые тренинги, профпробы, временное, а затем постоянное трудоустройство с сопровождением консультанта».

Разным соискателям нужны разные уровни поддержки и время подготовки. Так, одному молодому человеку с РАС понадобилось всего два месяца, чтобы стало понятно: его сильные стороны – усидчивость, монотонность, склонность к рутинному труду, и они как нельзя лучше подходят для работы комплектовщиком. Через полтора года частичной занятости он вышел на полную ставку. В ситуации с другой кандидаткой специалисты более полугода искали способы снижения тревожности и пути налаживания коммуникации с будущим работодателем, прежде чем она смогла выйти на временное трудоустройство.

Для диагностики разработаны чек-листы. Но понять, насколько определенный вид занятости в реальности, а не по данным опросника подходит конкретному кандидату, помогают профпробы. Есть примеры, когда соискатели с РАС на стажировке убеждались, что готовы к предполагающей общение работе в общественном месте, и выходили на должности гардеробщика и уборщика столов в ресторане.

Спортсмены с РАС

В екатеринбургской программе «Особый спорт» АНО «Лаборатория социальных инноваций» на постоянной основе тренируется 170 спортсменов с РАС и схожими ментальными особенностями. Начинать тренировки могут дети с восьми лет, но особое внимание уделяется молодым людям. За годы существования проекта подобрался состав тренеров, среди которых также много молодежи. И если несколько лет назад для них это был челендж – справлюсь или нет, то сейчас это обычная работа.

«Когда эта история начиналась, никто особо не верил, что она будет успешной, – признается Татьяна Хижнякова, директор «Лаборатории социальных инноваций», руководитель программы «Особый спорт».  — Наши коллеги из спортивной сферы говорили: ”Ну, пусть в бассейне поплюхаются и оздоровительным бегом на месте позанимаются, какой тут спорт?” Но это не так! Мы уверены, что при правильном подходе ряд характерных для людей с аутизмом нарушений можно обратить в средство достижения спортивных целей».

Восемь лет работы показали, что спортсмены с РАС способны достичь результатов не только в сольных, но и в командных видах. Начинали с прыжков на батуте, а сейчас в программе есть плавание, капоэйра, настольный теннис, ушу, чирлидинг и – самое популярное – спортивное ориентирование.

«Мировая практика подтверждает, что люди с аутизмом могут не просто получать пользу от спорта, но и достигать в нем серьезных результатов. Но на сегодняшний день спортсмены с РАС не интегрированы в системы соревнований», – говорит Татьяна Хижнякова.

«Лаборатория социальных инноваций» проводит Старты равных возможностей, давая своим подопечным возможность соревноваться с равными по возрасту и уровню спортсменами без ментальных нарушений.

Поход в музей для людей с РАС

Проект социокультурной интеграции «12ММ!» («12 месяцев в музее») – это не только адаптированные экскурсии для взрослых людей с аутизмом, но и большая работа по созданию инклюзивной среды и подготовке сотрудников к общению с особыми посетителями. Музеи и другие культурные институции посещает группа самоподдержки людей с РАС, а также группа родителей со взрослыми детьми с аутизмом.

«У нас много людей с 1-2 группой ментальной инвалидности, — говорит Елена Клевцова, координатор проекта и мама взрослого человека с аутизмом. – Чаще всего заботящимся о них близким сложно выйти из дома, где-то побывать, с кем-то встретиться, поэтому эти походы в музей очень важны и для родителей. А вместе с ними вовлекаются и заинтересовываются взрослые дети».

Экскурсоводы ряда московских музеев умеют нестандартными методами увлечь человека с любым уровнем коммуникации, например, давая потрогать предметы, сенсорное ощущение от которых помогает воспринимать работы художников. Для музеев составляются социальные истории – наглядные инструкции, помогающие человеку с ментальными нарушениями сориентироваться, как и где раздеться, купить билет, начать осмотр.

«Когда устают, посетители с аутизмом могут демонстрировать проблемное поведение. Оно возникает при сенсорной перегрузке. Триггером может быть звук, свет, запах», — объясняет Елена Клевцова. Учесть все триггеры невозможно, но чтобы маршрут по залам был максимально комфортным, участники проекта делают сенсорный аудит и составляют карты сенсорной безопасности, которые можно запросить в ряде музеев.

Только за 2023 год 327 участников проекта «12ММ!» (с ментальными особенностями и их сопровождающие) посетили 32 экскурсии и мастер-класса. Также члены команды поучаствовали в исследовании благотворительного фонда «Свет» «Как сделать визит в музей для людей с разными формами инвалидности проще и приятнее».

«Для нас очень важно, чтобы нас видели, не пугались, потихоньку были нам рады, говорит Елена Клевцова. – Поэтому мы расширяем спектр музеев, количество участников и призываем родителей детей с ментальными особенностями создавать подобные локальные и глобальные проекты. Даже если у вас группа из нескольких человек, обращайтесь в администрации музеев, а мы готовы делиться опытом, советовать и помогать».

Онлайн-курсы для людей с РАС

Проект «Я так творю» АНО «Колесо обозрения» появился во время карантина, когда закрылись музейные площадки и пришлось искать новые возможности для продолжения разговора об искусстве с подростками и молодыми людьми с ментальными нарушениями. Два пробных цикла занятий онлайн показали, что это востребовано. И проект стал действовать на постоянной основе.

Занятия для молодых людей от 16 до 30 лет проходят в Zoom в группах по 8-10 человек. Есть разработанные и адаптированные совместно с педагогами и художниками курсы по истории искусства, а есть по освоению художественных техник, даже сложных и необычных. Так, участники изучали китайскую технику гохуа сеи. Каждый цикл состоит из шести-восьми занятий.

«Важно, чтобы это была системная работа и был законченный результат, — говорит Екатерина Шуваева, директор АНО «Колесо обозрения».  – Эти занятия не только дают новые знания, формируют творческие навыки, но развивают и технические – умение подключиться, общаться в чате. Посещать занятия можно независимо от местоположения и физической возможности добраться. И хоть это и онлайн, участники начинают лучше себя чувствовать в социуме. В отзывах одна из мам написала, что ее сын стал более спокойным, ему стало проще общаться в колледже».

В 36 циклах поучаствовали 448 молодых людей с ментальными нарушениями из разных регионов России, и половина из них проходили не один курс.

«Перенести в онлайн можно совершенно любые занятия», – уверена Екатерина Шуваева.

Выходные в деревне для людей с РАС

Оторваться от привычной обстановки и поехать в деревню в Тульскую область людям с РАС и другими ментальными нарушениями предлагает АНО «ДОМ» («Достойный особый мир»). Для особых взрослых есть недельный заезд, дающий возможность получить опыт проживания без родителей и новые социальные и трудовые навыки. Для подростков и молодых людей проводятся заезды на выходные вместе с семьей, но для детей и родителей предусмотрены отдельные программы.

«Для родителей это передышка и отдых, для них проводятся мероприятия, способствующие нормализации их состояния. Они часто поглощены проблемами и сложностями своего ребенка и забывают про себя. Мы даем возможность немножечко вспомнить, расслабиться, попробовать что-то новое, — рассказывает Инна Иртегова, руководитель проекта «Выходные в деревне». – Более того, родители с удивлением вдруг узнают, что их дети многое могут, и видят, как, получая где-то больше, а где-то меньше помощи от наших специалистов, становятся более самостоятельными».

В одном большом доме проживают шесть семей. Таким образом молодые люди получают опыт соседских отношений и учатся взаимодействовать с разными людьми.

«К сожалению, многие родители со взрослыми детьми с ментальными нарушениями сидят в четырех стенах и не могут никуда поехать, так как боятся косых взглядов, невольных высказываний окружающих, – говорит Инна Иртегова. – А здесь у них это получается – и оказывается, что все не так страшно и жизнь продолжается».

***

Когда ребенку с аутизмом исполняется 18 лет, его активная жизнь не должна заканчиваться. Родителям и специалистам предстоит выстраивать и развивать систему поддержки для повзрослевших детей с РАС. Не каждый из них станет взрослым в привычном смысле этого слова. Но каждому можно помочь.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике