Впервые театр для школьников стали привозить в онлайн-формате в 2017 году. Тогда проект охватил 17 районов, 1 городской округ и 55 школ Ленинградской области.
Новая серия постановок, сопровождаемых творческими встречами с артистами и режиссерами, проходит по проекту «Театр — школам». В 2024 году, получив поддержку Президентского фонда культурных инициатив, команда решила отправиться в сельские учебные заведения, чтобы приобщить школьников к искусству, актерской профессии и русской литературе. Уже прошло шесть спектаклей «Загадочная натура» по работам Антона Павловича Чехова. Всего в регионе ожидают 21 показ.
Сила Чехова
«Как актер и исполнитель главной роли я не мог не волноваться о том, как школьники будут реагировать на спектакль. Будет ли им интересно следить за происходящим на сцене? Получится ли у нас завладеть их вниманием, а главное — удержать его до конца спектакля? Наши первые показы эти страхи развеяли. С первых минут спектакля ребята чувствуют, что они не просто зрители, которых отделяет от сцены и артистов четвертая стена, а полноценные участники происходящего», — рассказывает Дмитрий Гульнев.
Дмитрий — руководитель проекта, ведущий актер Лодейнопольского драматического театра «Апрель», а также артист кино. На его счету более 80 фильмов, в их числе «Шаман», «Мажор-2», «Невский. Тень архитектора», «Литейный» и «Тайны следствия». В состав проектной команды входят режиссер и актер театра и кино Сергей Кутыгин и социолог Мария Желизнык — автор проекта.
Дмитрий Гульнев. Фото предоставлено организацией
Каждый спектакль проходит при активном участии школьников, и этому способствует первая сцена. «Чтобы ее разыграть, я приглашаю зрительницу из зала. Ребята очень живо на это реагируют, они интуитивно улавливают правила игры и включаются в происходящее. Эта интерактивность позволяет сразу завладеть вниманием юных зрителей», — объясняет Дмитрий.
Постановку постарались построить таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес зрителей. Все представляемые на сцене рассказы отличаются по характеру, содержанию и жанрам.
Дмитрий Гульнев отмечает, что рассказ «Кривое зеркало» всегда вызывает у школьников эмоции. По его словам, там дети «открывают для себя волшебный мир театра, постигают силу и красоту художественного слова, знакомятся с образцами классической русской литературы».
Сила театра
После выступления артисты проводят со школьниками творческие встречи — рассказывают об актерском искусстве, театральных профессиях и учебных заведениях, в которых им обучают. Это позволяет приобщить детей к сценической деятельности, вдохновить и в целом познакомить с новым миром.
Как сообщила Мария Желизнык, команда проекта провела собственное исследование в Лодейнопольском, Волховском и Подпорожском районах. Тогда выяснилось, что каждый пятый из 340 опрошенных учеников не был в театре. При этом после просмотра показов от команды «Театр — школам» большая часть детей поход на спектакль предпочитала походу в кино.
Только этой весной планируется дать девять спектаклей. Осенью — 12. Артисты приезжают в небольшие поселения: например, села Паша, Никольское, Рассвет, Алеховщина. Как отмечает Мария Желизнык, во многих школах этих мест есть театральные студии, что влияет на большую вовлеченность детей.
«Для многих детей это первый в жизни театр. Даже в школьные каникулы, 29 марта, к нам на встречу пришло много детей. Все они полтора часа задавали вопросы артисту, и было видно, что для них это очень важно и интересно. Если часть детей смотрит спектакль как зрители, то те, кто учится в театральной студии, наблюдают за происходящим как заинтересованные лица. Возможно, это будущие наши артисты», — говорит Мария Желизнык.
В этом смысле проект «Театр — школам» дополняет действующую государственную программу создания школьных театров. Дети из Ленобласти могут не только заниматься в кружках, но пообщаться с артистами, задать им все вопросы, понять, как организовать пространство и овладеть сценической речью, узнать о других нюансах актерского мастерства.
Как присоединиться к проекту
В проект вовлечена 21 школа, но приезжать на спектакли по предварительному согласованию со школой могут дети и из других учебных заведений.
«Более того, есть школы, которые объединяют разные населенные пункты. Например, в школе Потанинского сельского поселения учатся дети из Кирикова, Воронова и других близлежащих деревень. Мы будем только рады, если наш проект может быть полезен большему количеству детей.
Ведь сейчас мы видим, что все больше детей, к сожалению, подвержены негативному информационному воздействию. Есть случаи включения в деструктивные практики. Дети и подростки особенно уязвимы, а культура, в особенности русская классическая литература и русский драматический театр, — это такая прививка против всего того, что сваливается на детей, она позволяет сохранять и передавать ценности, которые дают нравственный стержень и внутреннюю опору, когда человек может положиться на себя», — говорит Мария Желизнык.
Фото предоставлено организацией
Спектакли показывают не только в самих школах, но иногда и в местных домах культуры, которые бесплатно предоставляют свою сцену. Ведь далеко не всегда в учебных заведениях есть необходимые площадки. При этом, как подчеркивает команда, условия для реализации проекта создают и на местном уровне, и на региональном.
Команда подала заявку на грантовый конкурс, чтобы в будущем иметь возможность тиражировать инициативу на другие территории. Если проект одержит победу, то в ближайшее время «Театр – школам» охватит еще и Киришский, Бокситогорский и Тихвинский районы, которые также удалены от Санкт-Петербурга.