Новости
Новости
14.06.2024
13.06.2024
18+
Статьи

Музей как ресурс: пять траекторий развития

Как музеи становятся источниками креативных решений, привлекают новые аудитории и эффективно взаимодействуют с другими индустриями.

Фото: ian dooley / Unsaplsh

Музей как ресурс — что это значит? Музеи становятся центрами развития территорий, образовательными пространствами, площадками для дискуссий и переосмыслений, местом притяжения сообществ и разных возрастов. Музейные проекты выходят за рамки стандартных выставок, осваивая новые темы, форматы, территории.

О том, как это выглядит на практике, рассказали представители музейного сообщества на форуме «Музейный гид — 2024», организованном Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Как в Карелии ищут свой стиль в дизайне

Северной моде и поискам карельского стиля в дизайне был посвящен проект Национального музея Республики Карелии. Авторы и участники стремились «создать концептуальную рамку северного дизайна с выделенной региональной идентичностью», рассказал Денис Кузнецов, ученый секретарь музея.

В проекте было несколько лабораторий. В ремесленной лаборатории создавали изделия на основе музейных предметов. Были разработаны 10 предметных линеек, которые затем продавались в музейном магазине.

В ходе выставочной лаборатории были организованы выставки, посвященные предметному, графическому дизайну и истории промышленного дизайна. Последняя прошла под открытым небом на площадке тракторного завода.

Еще одна часть проекта — маршрутная карта. Восемь тетрадей для скетчей раздали людям творческих профессий — дизайнерам, художникам, студентам (всего 36 соавторов) — и попросили их изобразить любимые места в Петрозаводске. Получилась нестандартная карта креативных городских пространств.

Участники проекта создали фильм «Карельский дизайн», организовали онлайн модный показ и провели исследование. Все это помогло им сформулировать маркеры карельского стиля в дизайне:

  • лаконичность;
  • функциональность;
  • обращение к северной природе как источнику творчества, использование местных природных материалов;
  • ценность ручного труда;
  • преемственность ремесел, традиций, северного образа жизни;
  • открытость к новому, но опора на опыт прошлого.

Как подростки переосмысляют культуру XVIII века

Подростки, участники лаборатории «Черная грязь» музея «Царицыно», переосмысляют экспозиции и выставки музея и создают на основе этого новые произведения. Какой диалог мог бы быть между людьми XVIII и XXI веков, что их объединяло бы и чем бы они отличались — эти вопросы интересуют подростков, рассказала Наталья Мачихина, куратор лаборатории. 

В первый год участники придумывали апсайкл-украшения, вдохновленные модой XVIII века. Затем из этих работ подготовили выставку. В другой год подростки создали творческие книги, осмысляя, как их жизнь связана с народной культурой. Они рисовали мангу, вдохновляясь выставкой прикладного искусства, и поставили спектакль «Истории из бабушкинского серванта», где пытались через вещи рассказать историю семьи. Помогал им режиссер Константин Кожевников.

Наталья Мачихина рассказала участникам проекта о «Манифесте музея и ребенка», работа над которым была начата музейным сообществом на VI Музейном форуме по детским программам и продолжалась в формате онлайн-встреч.

«”Манифест о взаимодействии музея и ребенка” — это первая попытка в русскоязычном музейном сообществе осмыслить и сформулировать основные ценности, принципы и подходы во взаимодействии музеев с детской аудиторией», — говорится на сайте манифеста.

Всего прошло более 10 встреч, в обсуждении приняли участие более 50 экспертов из разных музеев. Сегодня к манифесту может присоединиться любой музей.

Фото: снимок экрана с сайта museumandfamilies.com

Как музей изучает город и создает новые формы

В арт-центре МИРА в Суздале считают, что сам город и есть основная ценность, поэтому все, что они делают, они делают с вниманием к истории пространства вокруг.

«Город Суздаль — уже музей, и мы часть этого музея под открытом небом», — считает Евгения Казарновская, директор арт-центра МИРА.

Среди проектов арт-центра «Сельский театр» — панковский проект, как говорит про него Казарновская. Есть проект «Ларец», который курирует художник Андрей Бартенев. Маленькая изба, совсем крошечное пространство превращается в экспериментальную выставочную платформу.

В прошлом году МИРА открыла новую площадку «ГЭС на Нерли». В 30 километрах от Суздаля на реке Нерль стояла заброшенная гидроэлектростанция, построенная в 1953 году. Решили преобразить ее в летнюю творческую площадку. Архитекторы из Дании разработали проект с учетом бережного отношения к сохранившимся руинам. Сейчас здесь проходят концерты, фестивали, театральные постановки.

К 1000-летию Суздаля в этом году арт-центр представляет проект «Суздаль. Портрет». Художница Ирина Затуловская знакомилась с жителями Суздаля, которые преобразуют городскую среду — открывают отели, рестораны, музеи, организуют мастерские, — и сделала для них специальные таблички из собранной до этого в городе жести. Куратором выставки выступила Марина Лошак.

Как через дневник гимназистки рассказать про быт и нравы начала ХХ века

В купеческой усадьбе Вологодского музея сохраняют историческую среду рубежа XIX–XX веков, рассказывая, как жили купцы и мещане того времени. В поисках новых форм сотрудники музея взяли из архивов исторический документ — дневник Елизаветы Измайловой, ученицы женской гимназии 1909–1917 годов.

По дневнику была организована выставка, прошли лекции и поставлен моноспектакль, который знакомил зрителей с бытом и нравами того времени и рассказывал, что такое женская гимназия. Участницы проекта, молодые девушки, сняли фильм, в котором попытались переосмыслить жизнь девушки начала XX века.

Алексей Филиппов / РИА Новости

Все эти активности вызвали интерес у местного сообщества, дали возможность людям вспомнить своих бабушек, дедушек, стали формироваться семейные архивы, рассказала Марина Критская, заведующая выставочным комплексом «Вологда на рубеже XIX–XX веков».

По ее словам, поток посетителей в музее увеличился на 10% во многом благодаря этому проекту. К 2027 году в усадьбе планируют провести реставрацию и организовать выставку, посвященную купцам, меценатам и благотворителям Вологды.

Как музеи и спорт ищут точки соприкосновения 

«Музеи и спорт пока далеки от эффективного диалога. Спорт и физкультура являются пока неизведанным для музеев ресурсом», — считает Игорь Барадачев, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Зачем же музеям спорт? Музеи могут использовать спорт для сотрудников, и так появляются такие проекты, как йога для сотрудников музея. С помощью спортивных активностей музеи могут популяризировать культурное наследие для той аудитории, которую сложно привлечь в музеи, например, подростки, посетители спортивных школ, люди серебряного возраста. Через спорт музеи могут повысить внимание к себе, привлечь СМИ.

Сейчас есть такие форматы музейного взаимодействия со спортом, как спортивные мероприятия в музее, например, шахматы и интеллектуальные виды спорта, музеи, посвященные спорту, культурно-образовательные форматы на тему спорта: лекции, выставки, дискуссии и другие.

Фонд Потанина и Ассоциация менеджеров культуры разработали в формате соучастного планирования долгосрочный проект «Культура движения». В нем есть элементы двигательных игр, в том числе народных игр, элементы дискуссий на тему, какова роль движения в культурах народов, живущих в России, а также выставки и исследования. Проект только набирает силу и будет еще обсуждаться на разных площадках.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике