Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Серии

«Сильный акцент, стесняешься говорить»: как иностранцы учатся, чтобы жить в России

Мадина переехала в Россию, чтобы поступить в колледж и играть в женский футбол. Адаптироваться к новым условиям ей помогал центр «Такие же дети». Рассказываем, как девушка из Таджикистана привыкала к Москве и почему работа интеграционных центров очень нужна.

интеграционный центр
Фото: Aleksandr Popov / Unsplash

20 июня отмечается Всемирный день беженцев. Дату учредила Организация Объединенных Наций, чтобы привлечь внимание к проблемам беженцев во всем мире. В этот день АСИ рассказывает, как работает интеграционный центр «Такие же дети» и учится одна из его подопечных.

Мадина переехала в Россию в 2019 году из Таджикистана. Ее мама уже несколько лет жила в столице. Когда девушка окончился девятый класс, мама позвала ее к себе.

«Я готовилась к переезду, стала учить русский язык, чтобы поступить в колледж. Сначала у меня было несколько вариантов: я хотела учиться на архитектора, но оказалось очень дорого. В итоге выбрала направление, связанное с туризмом», – рассказывает Мадина.  

Но образование – не единственное, ради чего девушка хотела переехать в Россию. С детства Мадина играет в футбол. В какой-то момент стало ясно: чтобы развиваться в спорте дальше, нужно сменить место жительства.

Жизнь в Москве

Мадина впервые увидела Москву в 12 лет, когда приезжала на летние каникулы. Уже тогда девушке понравилось в городе, и мама приглашала остаться с ней, но было страшно.

«Мама очень хотела, чтобы я тут училась, но мне было тяжело. Я выросла в обычной деревне, но когда ты ребенок, то все равно не хочешь покидать родное место. Кроме того, в Таджикистане осталась моя тетя, которая меня воспитывала, и я очень по ней скучала», – говорит девушка. 

В 2019 году стало понятно: чтобы получить образование, переехать нужно. Как говорит Мадина, одно из первых ее ощущений после перелета — это восторг от города. Девушку поражало, какая Москва большая и красивая.

Но одна из сложностей, с которой она столкнулась, – это московский транспорт. Поначалу было сложно разобраться в метро, понять, как выстроить маршрут и не запутаться в городе.

Фото: Max Titov / Unsplash

«Когда я нашла себе подработку расклейщиком рекламы, то мне показывали два-три района и говорили, на какие дома и где приклеить рекламу. Сначала это было очень тяжело. Но потом привыкаешь. Я даже научилась работать с бумажной картой», – говорит Мадина. 

Изучение русского языка

Перед поступлением в колледж у Мадины была еще одна задача: подтянуть знания по русскому языку. Хотя русский язык не является официальным в Таджикистане, в семье девушке на нем все говорили.

«Я неплохо понимала русскую речь, а вот самой говорить было тяжело. У меня был сильный акцент. Из-за этого особенно стесняешься говорить», – объясняет Мадина.

Чтобы подтянуть свои знания, после переезда в Москву Мадина обратилась в интеграционный центр «Такие же дети». В центре учителя-волонтеры помогают иностранцам освоить русский как иностранный и другие предметы из школьной программы.

Занятия в центре нужны, в том числе чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ: экзамены не адаптированы для иностранцев, поэтому готовиться к ним нужно усерднее, если русский язык тебе не родной.

«Хотя я не могу сказать, что учить русский было сложно. Мне с детства даже мультики не показывали на таджикском языке – всегда включали на русском. И диктанты я всегда писала очень хорошо, лучше многих в классе. Для моей семьи было важно, чтобы я хорошо знала русский язык», – говорит Мадина. 

Общий язык и футбольный стадион 

Мадина вспоминает: поначалу она не хотела идти в интеграционный центр – было страшно. Казалось, что в одном месте соберутся иностранцы из разных городов, говорящие на разных языках, и будет сложно.

«А когда пришла, то увидела, что все не так. Там волонтеры очень хорошие люди, они все понятно объясняли. И с людьми проблем не было. Например, с афганцами было просто, поскольку у нас языки похожи», – говорит девушка.

интеграционный центр

Постепенно общий язык нашелся со всеми учащимися. И этим общим языком стал русский: чем лучше ребенок его знает, тем проще ему будет общаться с другими учащимися центра.

Фото: RUT MIIT / Unsplash

На самом деле интеграционный центр проводит не только уроки. Одно из важных направлений работы — это адаптация детей в обществе, помощь в изучении нового и непривычного мира.

Для этого команда центра проводит специальные события – экскурсии, праздники, вечеринки…

«Мне запомнился день, когда мы пошли на стадион ”Спартак”. И мы поднялись на одних из верхних ярусов, где весь стадион видно через стекло. Я обожаю футбол, а в тот раз впервые в жизни увидела вживую стадион. А еще там были волонтеры из Бразилии, в тот день я будто попала в рай», – рассказывает Мадина. 

Студенческое понимание

После подготовки к экзаменам в центре Мадина смогла поступить в колледж на специальность, связанную с туризмом. Мама предупредила: возможно, первое время ее будут «подкалывать» из-за национальности. Но этого не случилось.

«Я попала в группу, где один из Таджикистана, другой из Армении и так далее. В общем, много иностранцев. Думаю, мне даже в этом повезло», – продолжает девушка.

По словам Мадины, она не встречалась с критикой или принижением со стороны русских студентов. Случалось даже наоборот, что критику Мадина слышала со стороны своих согражданан.

«Сейчас у меня много местных друзей, есть москвичи, и они очень хорошие. Например, весной случился теракт в “Крокус Сити Холле”. И никто из моих знакомых не поднял тему гражданства, ни слова об этом», – говорит Мадина. 

Футбольные планы

Все это время в России Мадина продолжает играть в футбол. Как говорит девушка, это спортивное хобби и стало одной из причин ее переезда в Россию. Мадина хочет начать строить профессиональную карьеру футболистки: тренируется каждый день, играет с несколькими командами, например, играет в школе Girl Power.

Именно вокруг футбола и крутятся те стереотипы, с которыми все еще сталкивается Мадина. 

«Если скажу, что я из Таджикистана, некоторые мои сограждане сразу начинают расспрашивать: “А как ты играешь в футбол? Это же не для девушек” и так далее. Поэтому я часто не знакомлюсь или не называю свое имя, чтобы не было лишних вопросов», – говорит девушка.

Сейчас в планах Мадины – продолжать развиваться в женском футболе. В будущем ей хотелось бы поступить в вуз на тренера по футболу. А пока Мадина работает и копит деньги на обучение. 

«Сейчас я еще думаю выучить английский: если не получится тут с футболом, может, за границу поеду. А вообще я человек, который не придумывает себе планы, потому что они вечно рушатся. А без плана – все получится», – заключает Мадина. 

Почему интеграция необходима?

По данным на 2024 год, в России находилось более 6 миллионов иностранцев. Чаще всего они приезжают с целью найти работу, учиться или путешествовать по стране. 

Как отмечает Ольга Павлова, координатор Учебного центра Российского Красного Креста и волонтерского проекта «Такие же дети», при переезде иностранцы и их близкие сталкиваются с целым рядом сложностей. Одна из них — доступ к образованию.

«Нередко дети мигрантов и беженцев не знают русский язык. И это значительно ограничивает их возможности в получении образования и интеграции в общество. То есть даже если ребенок и посещает российскую школу, ему может быть трудно осваивать программу из-за языкового барьера», – говорит эксперт.

Сейчас не у всех школ есть ресурсы, чтобы заниматься с детьми индивидуально. У родителей тоже не всегда есть возможность «подтягивать» детей по учебе: при переезде нужно решать много вопросов – от оформления документов до поиска работы. А отложить этап адаптации нельзя, так как чем дольше ребенок находится в социальной изоляции, тем сложнее будет вернуться потом в образовательный процесс. 

В этом случае на помощь приходят интеграционные центры, например, «Такие же дети». Учителя-волонтеры занимаются с детьми иностранцев и дополнительно объясняют сложные темы.

Как устроена работа интеграционного центра?

В сентябре 2021 года был открыт Учебный центр Российского Красного Креста, который организует учебный процесс в сотрудничестве с центром «Такие же дети».

Работа идет по нескольким направлениям: волонтеры помогают изучать русский как иностранный, оказывают помощь в получении образования и прохождении школьной и дошкольной программ.  При этом форматы разные: есть как индивидуальные, так и групповые занятия. 

«Мы помогаем детям и подросткам изучать русский язык с нуля, а тем, кто собирается пойти в школу или уже учится, но испытывает сложности, – осваивать школьную программу и не отставать от сверстников, даже если у родителей нет возможности обратиться к репетитору. Поскольку запросы поступают и со стороны молодых взрослых, иногда мы делаем группы для тех, кто старше 18 лет», – рассказывает Ольга Павлова.

интеграционный центр

С учащимися занимается специалист-психолог, который помогает корректировать психоэмоциональное состояние, развивает речь и сенсорную интеграцию. Чтобы заниматься было комфортно, детей и подростков стараются распределять на возрастные группы.

Фото: Jerry Wang / Unsplash

«Не менее важное направление работы – это интеграция детей в российское общество. Этим детям, как и их ровесникам, нужны праздники, игры, развивающие активности. Мы организуем мастер-классы и интерактивные лекции, квесты, спортивные состязания, вывозим детей на разнообразные экскурсии и спортивные мероприятия», – приводит пример Ольга. 

Интеграция – быстрый ли это процесс?

Чем младше ребенок, тем проще ему адаптироваться и изучать новый язык. Например, дети до шести-семи лет могут усваивать иностранный язык как родной. Но это работает, только если ребенок оказывается в языковой среде.

«Поэтому детям и подросткам крайне важно попадать в детские сады и школы, в таком случае может хватить и года для языковой адаптации. Если они не имеют доступа к нашей образовательной системе, изолированы от общения со сверстниками, процесс замедляется», – объясняет эксперт.

Еще одна особенность изучения русского языка – его сложность. В нем много грамматических форм, окончаний, пунктуационных и орфографических правил. По данным ВЦИОМ, даже больше половины россиян хотели бы повысить свой уровень грамотности.

«Получается, перед теми учащимися нашего центра, кто не попал в школу, стоят две непростые задачи: научиться говорить, читать и писать, а также понимать сложный школьный язык. А разобраться не только в правилах правописания, но и в терминологии, например, понять и запомнить, что такое фразеологизм, метафора – сложная задача», – говорит координатор Учебного центра Российского Красного Креста.

Если ребенок мотивирован учиться, регулярно посещает занятия и общается на русском со сверстниками, даже за один учебный год он может хорошо научиться говорить, читать и писать.

А что еще нужно?

Интеграционный центр – важный инструмент, но полностью проблему адаптации не решает. Как отмечает эксперт, сейчас первоочередная задача – облегчить доступ детей и подростков к дошкольному и школьному образованию, а также создать адаптационные классы в государственных школах. 

«Школьный учитель не обязан владеть квалификацией преподавателя русского как иностранного, поэтому педагоги не всегда могут справиться с ситуацией, когда часть класса не владеет русским языком в достаточной степени. 

Специальные программы для инофонов могли бы решить эту проблему и помогли бы детям социализироваться. Сейчас же школы, желая избежать проблем, часто отказывают детям мигрантов в приеме из-за нехватки мест и неполного пакета документов», – рассуждает координатор Учебного центра Российского Красного Креста.

интеграционный центр

Также важно, чтобы дети адаптировались не только в классе, но и в городе. А для этого нужен доступ к культурным мероприятиям и учреждениям. Еще должна быть возможность получить медицинскую помощь и позаботиться о своем здоровье как физическом, так и ментальном.

Фото: Henry Ren / Unsplash

«Многие дети травмированы переездом. Неясный правовой статус, языковой барьер, ксенофобия, травля в школе – все это оказывает негативное влияние на развитие личности, успешное обучение и перспективы детей в целом. Поэтому важно дать им шанс на лучшее будущее», – заключает Ольга Павлова. 

Интеграционный центр старается решать часть этих проблем. Для этого Учебный центр РКК ищет волонтеров, готовых тратить свое время и силы для помощи другим в адаптации на новом месте. Присоединиться к команде волонтеров можно, написав на почту координатора Учебного центра РКК o.pavlova@redcross.ru.

Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике