Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Системно проблема не решается»: в чем сложности обучения детей мигрантов в российских школах?

В конце марта Минпросвещения отказалось вводить экзамен на знание русского языка для детей иностранцев, которые поступают в российские школы. Некоторые раскритиковали это решение. Как сделать обучение комфортным для всех — разбиралось АСИ.

Фото: CDC / Unsplash

В феврале 2024 года депутат Госдумы Михаил Матвеев озвучил проблему обучения детей мигрантов в школах и предложил ввести для них обязательный экзамен по русскому языку.

Свои предложения он направил в администрацию президента, правительство и другие ведомства. В частности, он посчитал нужным отказывать детям в приеме в школу, если они не владеют русским языком «в достаточной мере».

«Нельзя перекладывать их проблемы на российские школы, парализуя их наплывом мигрантов. И дать безусловное право директорам отчислять иностранцев за плохое поведение и агрессию», — писал в своем телеграм-канале Михаил Матвеев.

О похожих проблемах на встрече с президентом говорил Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме.

«Приехали ребята из Средней Азии — русский язык не знают. Учительница первого класса говорит: эти — хорошо, хоть во второй класс переводи, а эти по-русски не говорят, ни те ни другие не в состоянии учиться. Нам надо продумать меры», — отметил политик. 

Почти спустя месяц Матвеев получил ответ Министерства просвещения. В ведомстве ответили, что вступительный экзамен на знание русского языка для детей мигрантов в школах приведет к ограничению их прав и нарушению принципа равных условий приема для всех поступающих, закрепленных в Конституции РФ.

Фото: Sigmund / Unsplash

В министерстве добавили, что ведут «системную работу по социальной, культурной и языковой адаптации» детей иностранцев. В частности, в учебный план могут добавлять дополнительные дисциплины по изучению русского языка.

АСИ обратилось к комитету «Гражданское содействие» (признан иноагентом), который помогает беженцам и мигрантам, чтобы разобраться, как можно организовать обучение иностранцев в России.

Адаптивные классы вместо отсеивающего экзамена

Статья 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование». Экзамен, который предлагал ввести Матвеев, нарушал бы это право, поскольку позволял бы отказывать части детей в доступе к образованию, говорит Софья Исмаилова, координатор программы «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие».

«Другой вопрос, если бы мы говорили об экзамене для определения уровня владения русским языком. Ребенка бы все равно брали в школу, а на основе результатов экзамена принимали решение, готов ли он сразу учиться в общем классе или ему нужно дополнительно изучать русский как иностранный», — добавляет Софья.

В комитете поддерживают создание адаптационных классов: в них дети иностранцев могли бы изучать русский язык как иностранный и проходить основные предметы школьной программы, а уже потом — вливаться в общий класс. 

При этом на уроки физкультуры или ИЗО (где знание русского языка не так критично) дети иностранцев могли бы ходить вместе с другими классами. Это позволило бы школьникам быстрее социализироваться и выстраивать контакты со сверстниками. Когда уровень владения русским языком повысится, дети смогут перейти в общий класс по всем предметам.

Такой опыт в России уже есть: например, адаптационный класс несколько лет назад открыли в школе № 33 поселка Аэропорт в Волгограде. В учебный план школы был введен специальный предмет «Учу русский язык». К концу года все школьники научились читать и правильно произносить звуки. 

«В целях оптимизации можно создать такие классы, объединяющие несколько школ, чтобы не выделять отдельный класс под несколько детей-инофонов», — отмечают в комитете.

Роль учителя

Сложность в том, что бесплатных государственных общедоступных курсов по изучению русского языка как иностранного для мигрантов нет. Есть платные курсы, благотворительные инициативы, но это — частные случаи, говорят в комитете. 

«Это капля в море, они не могут закрыть потребность. Системно проблема недостаточного владения русским языком для интеграции в наше общество не решается», — говорит координатор программы «Доступ к образованию».

Фото: CDC / Unsplash

Но даже если в школе есть учитель, владеющий РКИ, на него может ложиться чрезмерная нагрузка. Например, если в классе очень много детей иностранцев, учителю будет сложно. К каждому ученику нужен свой уникальный подход.

«Мы можем привести пример московского района Люблино, который и так густонаселен, так еще там живет много иностранных граждан. Наложились сразу две проблемы: из-за безответственной градостроительной политики бурным темпами строится дешевое жилье, а школ и детских садов не хватает. 

Из-за этого существующие школы перегружены, классы слишком большие, образовательный процесс страдает. Эта проблема должна решаться также системно, нельзя сваливать вину на детей, которые недостаточно хорошо говорят по-русски», — говорит Софья Исмаилова. 

В чем сложность получения образования для детей иностранцев?

Проблемы с языком — не единственные. Часто беженцы сталкиваются с тем, что в целом не могут устроить ребенка в школу из-за отсутствия регистрации. Это незаконно, но такая практика есть, говорят в комитете.

«Формальные причины для отказа — это отсутствие свободных мест или предоставление неполного пакета документов. При этом проверить наличие или отсутствие мест в школе невозможно, так как эта информация не обновляется регулярно. 

Даже если мест нет, местный орган управления в сфере образования по закону должен предоставить альтернативу, но это тоже чаще всего не происходит», — говорит Софья Исмаилова.

В комитете считают, что требование регистрации детей при устройстве их в школу должно быть отменено, поскольку это незаконная практика. 

А еще — проблему со школами нужно начинать решать еще раньше, на этапе приема детей в детский сад. Чем раньше ребенок попадет в общество других детей, тем легче ему будет изучить язык, а значит — без проблем влиться в класс.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике