Новости
Новости
18.07.2024
17.07.2024
16.07.2024
18+
Серии

Четыре секрета работы с волонтерами

О нюансах построения отношений с добровольными помощниками рассказывают руководители ведущих московских волонтерских организаций.

Фото: Freepik.com

Интерес к добровольческой деятельности в России растет, люди хотят помогать другим и влиять на жизнь в стране. 98% опрошенных слышали о волонтерстве, 20% россиян регулярно в нем участвуют, но больше половины из них (62%) делают это самостоятельно, а не в составе какой-то организации. Как НКО привлекать волонтеров в свои сторонники?

Заинтересовать, но не обмануть

«Стань волонтером! Делай добро! Получи новый опыт! Будет интересно!» – призывают объявления. И на них хочется откликнуться.

«Я часто в сети вижу приглашения волонтеров на фестивали, построенные следующим образом: красивые фотографии классной девчонки, которая сидит у кого-то на плечах, возможно, во время концерта, – рассказывает Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы». – И написано: у нас потрясающий фестиваль, отличная компания, будет круто. Оторвать глаз невозможно! Но все это вообще не про волонтерство. Люди видят эти объявления и не понимают, что на самом деле волонтерство – это бесплатный труд».

Можно ли заинтересовать бесплатным трудом? С одной стороны, волонтерам действительно приходится заниматься в том числе и не самыми увлекательными делами. С другой – все люди разные, и одному хочется движения и общения, а другому – медитативно расфасовывать еду по контейнерам.

«Важно человеку, который впервые приходит в волонтерскую деятельность, дать возможность увидеть и оценить все грани добра и собственной реализации, – считает Александр Левит, директор Ресурсного центра «Мосволонтер». – Волонтерство тем и прекрасно, что его формы и методы уникальны и универсальны. И если ты сейчас делаешь что-то неинтересное, то следующая задача может вызвать неподдельный интерес. Но нужно понимать, что если человек пришел впервые с горящими глазами, а его, например, отправили просто стоять на минус первом этаже спорткомплекса, скорее всего, он больше не вернется».

Если цель не срочно любым способом закрыть задачу, а долгосрочное сотрудничество, то организаторам волонтерской деятельности важно правильно выстраивать коммуникацию и работать с мотивацией человека. Волонтера нужно заинтересовать, но не обманывать его ожидания. Надо приглашать его не стать частью красивой картинки, а быть участником общего дела.

«Нужно обратить внимание на социальную проблему и на то, зачем конкретные задачи выполняются, — говорит Юрий Белановский. – Перед волонтером должен стоять вопрос: интересно ли тебе вот с этой социальной проблемой работать и готов ли ты нам, благотворительной организации, помогать с ней что-то делать? Если человек говорит “да”, то функционал становится вторичным. И если функционал достаточно гибкий, понятный и обоснованный, то все встает на свои места».

Подарить эмоции на безопасном расстоянии

«Люди приходят в волонтерство, чтобы сделать что-то доброе и почувствовать “я молодец, я хорошо поработал”. Это окрыляет», – говорит Нина Воронцова, исполнительный директор благотворительного фонда «Наставники детям» (МОО «Старшие братья Старшие сестры»).

Волонтер должен получать отдачу и эмоции. Но желание «причинить добро» и испытать позитив не должно быть во вред благополучателям, с одной стороны. А с другой – для самого волонтера это не должно становиться мучительным усилием над собой. Задача некоммерческих организаций найти то, в чем добровольцы действительно могут помочь и не навредить ни другим, ни себе.

«Покраска забора оказывается не таким печальным делом, как может показаться, – говорит Нина Воронцова. – Я всегда с воодушевлением вспоминаю Тома Сойера, с удовольствием крашу забор сама и вижу, что люди отзываются. Тем более, часто им страшно соприкасаться с чужим несчастьем. Многие боятся подходить к сиротам – хочется быстро вручить подарок и убежать. А забор вокруг детского дома – это такой внешний периметр, который позволяет приблизиться к проблеме на безопасном расстоянии».

Когда волонтер сближается с благополучателем, он также должен понимать, что это эмоционально безопасно для него. Для многих препятствием к общению с людьми, находящимися в сложной ситуации, становится опасение, что ответственность за них останется навсегда. В этом вопросе некоммерческим организациям не стоит оставлять волонтеров без сопровождения и поддержки.

«Мы объясняем, что даже небольшое время, проведенное рядом с ребенком из детского дома, навсегда останется в его жизни, – рассказывает о практике работы с волонтерами-наставниками Нина Воронцова.  – Год – это очень большой вклад в то, каким в будущем он будет видеть этот мир. А через год психолог поможет расстаться так, чтобы и у ребенка, и у волонтера остался позитивный опыт».  

Дать инструкции и не перегружать ответственностью

Волонтер не должен становиться бесплатным работником, которого можно в любое время дня и ночи привлечь «творить добро». Он вправе распоряжаться своим временем и ресурсами сам. Но и помогать, как заблагорассудится, он тоже не может. Поэтому необходимы обучение и инструктаж.

«Обучение должно быть качественным и быстрым, инструктаж – не пять страниц, а два абзаца, но чтобы человек все точно понял, – говорит Александр Левит. – В любом направлении волонтерства человек должен иметь возможность подстроить свое время. Не обязательно, чтобы это был понедельник, можно посвятить этому вечер, выходной или даже несколько часов между делом. Задача волонтерских организаций – предлагать формы участия, которые занимают абсолютно разное время от очень короткого до продолжительного».  

Именно на этапе собеседований, обучения, инструктажа часто происходит отток потенциальных волонтеров. Люди соотносят свои представления и возможности с реальной ситуацией и решают, подходит ли им это.

«Человек думает: я приду, выберу ребеночка и буду ему помогать, когда и как хочу. Но нет, у нас есть правила, ребенка подбирает психолог и есть обязательства на определенный период. Мы рассказываем об этом в самом начале работы с будущими наставниками, и 70% пришедших отваливаются после первого разговора», – говорит Нина Воронцова.

Когда волонтер, взвесив все за и против, уже взялся за выполнение какой-то задачи, некоммерческая организация должна избавить его от лишней ответственности.

«Детям с инвалидностью, живущим в интернате, нужны прогулки, – приводит пример Юрий Белановский. – Если волонтер готов катать коляску с таким ребенком по парку, то мы как организаторы должны обеспечить ему условия, чтобы он только этим и занимался. Он не доказывает охране, что ему можно пройти, он ничего не выясняет с воспитателем и так далее. Ответственность на нас, организаторах, и мы даем человеку возможность нашу ношу немного облегчить, взяв свою меру».

Не обижаться

Организация вкладывается в привлечение, обучение, создание условий для волонтеров. И при этом нет гарантий, что человек останется надолго.  

«У тебя сегодня волонтер суперобученный, а завтра, условно, он не вышел на мероприятие, – говорит Александр Левит. – Но ты ни в коем случае не обижаешься. Потому что послезавтра он вернется. Это в любом случае вклад в человеческий капитал, но не надо ждать результата прямо сейчас».

Некоммерческой организации нужно строить отношения со своими волонтерами, учитывая, что они «берут на себя дополнительную ответственность не в обмен на деньги, как на работе, и не в обмен на удовлетворение, как в хобби, а в обмен, грубо говоря, ни на что», – напоминает Юрий Белановский.

«В обмен они получают только одну вещь – ощущение, что вместе мы действительно что-то меняем к лучшему…»

Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах по ссылке.

Материал подготовлен на основе дискуссии «Волонтерство: стереотипы и факты», прошедшей в центре «Благосфера». Серия дискуссий – часть проекта «Помогать или не помогать», реализуемого при поддержке гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина «Практики личной филантропии и альтруизма».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике