Последние 30 лет некоммерческий сектор в России активно развивается. Появляются специализированные направления помощи, успешные практики организаций интегрируют в общероссийские процессы, а государство все чаще говорит об НКО как о партнерах. Вместе с ростом сектора появляется и запрос: «А где учиться НКО?».
Образование для сотрудников НКО бывает разным. Существуют программы профессионального или дополнительного образования, учиться можно онлайн или офлайн, проходить специализированное обучение для НКО или для всех.
Образовательная программа может быть разработана внутри сектора или специалистами других направлений. Эксперты медиаклуба и его ведущие, Елена Темичева и Ольга Дроздова, проанализировали, какие варианты обучения для сотрудников НКО есть сейчас.
Что предлагают школы и вузы?
Профессиональное образование можно получить в учебных заведениях. Например, сейчас появляются разработанные для НКО магистерские программы, онлайн-курсы вузов по тематике НКО и программы бизнес-школ для лидеров НКО. Среди них:
- Онлайн-курс «Организация добровольческой деятельности» НИУ ВШЭ;
- Магистерская программа «Коммуникации в государственных структурах и НКО»;
- Бизнес-школы: Школа управления Сколково, Московская школа профессиональной филантропии (МШПФ);
- Программы Уральского федерального университета.
«Например, в Сколково есть обучение pro bono для лидеров и сотрудников НКО. Там много управленческих программ, в которых много внимания уделяется также коммуникациям», — говорит Ольга Дроздова.
Также в России реализуется программа «Обучение служением», которая знакомит студентов вузов с работой НКО. «Обучение служением» — это модуль, который может быть реализован как дисциплина, курсовая, ВКР, стажировка или практика. Университеты могут самостоятельно решать, как именно интегрировать обучение служением в свой образовательный процесс.
Фото: Thought Catalog / Unsplash
Кроме того, сейчас обсуждается идея открыть Общероссийскую школу управления НКО в Санкт-Петербурге. Планируется, что в ней можно будет научиться правильно составлять грантовые заявки, участвовать в конкурсах и осваивать другие навыки.
Какие есть программы для НКО?
Также есть программы, созданные вне сектора для повышения квалификации сотрудников НКО. Такое обучение организуют региональные органы власти, СМИ, а также компании и сервисы, работающие с коммуникациями. Также такая образовательная программа может быть создана НКО, но при поддержке органов власти:
- «НКО.Лаб», «Среда своих»;
- Медиашкола НКО;
- Школа краудфандинга Planeta.ru;
- PR-акселератор «Формула успеха» АиФ.
«В отличие от программ профессионального образования, большинство таких программ бесплатны. Они реализуются в рамках грантовых проектов либо как система поддержки НКО от органов региональной власти», — отмечает Елена Темичева.
Кроме того, программы по коммуникации часто поддерживаются грантодающими организациями. Например, есть обучающие онлайн-курсы и семинары, а также сопровождающие курсы для победителей грантовых конкурсов.
Отдельно выделяют:
- Курс Фонда президентских грантов;
- Акселератор «Стань заметным» фонда «Истоки»;
- Программу «Мир новых возможностей» «Норникеля»;
- Программу сопровождающих семинаров FESCO.
У Фонда президентских грантов есть отдельный курс «Истории, которые трогают». Это интенсивное обучение от факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ по сторителлингу и видеопроизводству для НКО, получивших грант от фонда.
От НКО для НКО
Отдельный большой блок образовательных программ, который доступен для сотрудников третьего сектора, — это программы и курсы, созданные самими НКО. Это могут быть онлайн-курсы, школы и стажировки, проектные лаборатории, площадки для обмена опытом и другие форматы обучения.
Таких программ много, но для примера можно выделить четыре:
- Курс «PR для НКО» фонда «Нужна помощь» (признан иноагентом);
- Проект «Кухня НКО»;
- Проект «НКО без границ»;
- Онлайн-курс «Цех коммуникаций» «Благосферы»;
- Школа коммуникаций и инноваций АСИ.
Часть курсов могут быть платными, но их стоимость ниже, чем у профессиональных программ в вузах. Некоторые программы бесплатны для НКО, поскольку финансируются за счет грантовых проектов.
Тематические курсы и занятия
Если сотрудник не нуждается в масштабном обучении, можно выбрать тематическую программу. Например, доступны курсы и отдельные занятия по темам коммуникации.
«Коммуникация и ее отдельные аспекты — важная тема, которую нужно изучать всем. Некоммерческий сектор не отличается в этом плане от бизнеса, поэтому запрос на SMM, маркетинг, таргетинг и другие направления растет», — говорит Ольга Дроздова.
Фото: Nick Morrison / Unsplash
Для НКО доступны вебинары и курсы от профессиональных организаций, специализированные образовательные платформы для онлайн-обучения, а также образовательные треки на конференциях. Например:
- Курс SMM для НКО Медиашколы;
- «Нетология» и Skillbox;
- Silatrek;
- Конференция «Авангард».
Для НКО проект «Технологии добра» реализуют проект со Skillbox. Организации, которые присоединяются к проекту «Технологии добра», могут получить скидку в 95% на доступ к обучению на платформе.
Программы обучения «Благосферы»
«Цех коммуникаций». Это онлайн-курс для сотрудников некоммерческих организаций, построенный на модульном обучении по системе «1+1». Обязательный модуль — «Основы коммуникации», второй слушатели выбирают на свое усмотрение: «Организация событий», «Аудио/визуальные коммуникации», «Реклама и брендинг», «Построение сообществ». Можно выбрать сразу все модули для обучения.
На момент лета 2024 года было три потока, а всего курс прошли более 400 сотрудников НКО. Это бесплатный курс, который могут пройти только специалисты третьего сектора.
«Каждый из модулей состоит из четырех-пяти онлайн-сессий. Если брать все пять модулей, то это не дается одним блоком — в течение четырех месяцев слушатели проходили обучение», — рассказывает Елена Темичева.
Передвижная конференция «Авангард». Это офлайн-конференция, которая на текущий момент прошла уже в девяти городах, от Владикавказа до Хабаровска. Задача конференции — дать доступ региональным специалистам к экспертным мнениям и разговору о коммуникациях.
«Есть круг НКО, которые лично доезжают до московских и питерских конференций, но он достаточно ограничен. Мы же доезжаем сами до региональных организаций», — продолжает директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера».
Это тоже модульная программа обучения, но каждый раз темы обсуждений менялись в зависимости от запроса региональных НКО.
Обучение подкастингу. С 2018 года «Благосфера» выпускает подкасты, а также учит этому другие некоммерческие организации. У центра есть мобильные курсы, вебинары и консультирование. Также есть подкастная комната, куда НКО могут прийти для записи подкаста, но это платная услуга.
Записи эфиров про подкасты можно посмотреть в сообществе «Благосферы» в сети «ВКонтакте». Также центр проводил два образовательных курса: «Организация событий НКО. Начало» и «Подкастинг в некоммерческом секторе».
«Мы проводим большой фестиваль подкастов “Иди на звук”. Третий фестиваль пройдет в январе 2025 года. Это площадка, где собираются профессиональные студии подкастинга, представители платформ, подкастеры из разных сфер», — говорит Елена Темичева.
Также центр ведет каталог подкастов НКО и каждый месяц публикует чарт подкастов НКО. В конце года проходит годовая церемония награждения лучших подкастов.
Стажировки в «Благосфере». В этом году центр выиграл грант Фонда президентских грантов. Благодаря этому в 2024 году центр объявляет новый проект — стажировки в «Благосфере». Запись будет объявлена в сентябре 2024 года. С участниками стажировки центр поделится своим опытом организации событий и работы медиацентра, записи подкастов и проведения проекта «Подростковая гостиная».
«Это будут групповые и индивидуальные стажировки. Часть работы будет в онлайне, потом — в офлайне. Отбор будет конкурсный, но участие для НКО — бесплатно», — говорит Елена Темичева.
Образовательные проекты АСИ
Медиаклуб «АСИ — Благосфера». Это совместный проект двух организаций, который реализуется с 2016 года. Медиаклуб — это площадка для обсуждения разных аспектов коммуникаций в НКО. В 2023 году прошло 20 встреч, в которых приняли участие порядка 500 человек.
«Мы всегда думаем о потребностях и следим за обратной связью, чтобы планировать темы для обсуждений», — отмечает Ольга Дроздова.
За время работы медиаклуба участники обсудили много тем: креатив в фандрайзинге, сотрудничество с маркетплейсами, лайфхаки публикации в социальных сетях и так далее. Прочитать материалы по итогам этих встреч можно на сайте АСИ.
Вебинары о работе со СМИ. Редакция АСИ каждый день получает и обрабатывает множество информации от НКО, PR-агентств, активистов и других людей, которые хотят рассказать в СМИ о своей работе. Чтобы помочь ньюсмейкерам рассказывать о себе, АСИ решило проводить обучающие вебинары по работе со СМИ.
«Мы не можем обрабатывать все запросы, что к нам приходят. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы ньюсмейкеры могли делать качественный контент, который мы можем публиковать», — говорит руководитель социальных проектов и программ АСИ.
На вебинарах сотрудники редакции рассказывают о специфике работы АСИ, с какой информацией обычно работают журналисты, как правильно составить пресс-релиз и так далее.
Также на вебинарах рассматривают материалы, которые присылают слушатели вебинара до начала встречи. Это помогает на примере показать, каких ошибок стоит избегать.
Стажировки для НКО. Школа коммуникаций и инноваций АСИ — это образовательно-ознакомительная программа для сотрудников НКО из регионов. С 2018 года АСИ приглашает на недельную стажировку специалистов третьего сектора, знакомит их с профильными организациями в Москве и показывает, с кем и как можно сотрудничать.
С 2023 года стажировку решили сделать двухэтапной. Теперь участники должны сначала пройти онлайн-марафон, посвященный основам стратегии коммуникации НКО. Занятия проводят профильные эксперты, а после этого участники должны сделать домашние задания. Самые активные и мотивированные слушатели проходят на второй этап — очную стажировку в Москве.
Как правило, из 30 участников онлайн-марафона отбор на интенсив в Москве проходят 10–12 человек.
Другие проекты АСИ в партнерстве:
- Создание киноальманаха в партнерстве со студией «Тайм Код Продакшн». АСИ вместе со специалистами обучали участников из регионов снимать документальное кино о людях из НКО и благотворительности. Недавно АСИ завершило проект «КиноКадры» — о том, как это было, можно прочитать по ссылке.
- Творческая лаборатория в партнерстве со Школой литературных практик и «Переделкино». Это творческая резиденция, посвященная людям помогающих профессий и благотворительности в современной литературе. 14 авторов прошли обучающую программу, после чего готовили свои тексты о людях, работающих в НКО. По итогам проекта планируется публикация литературного альманаха.
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.