Новости
Новости
17.09.2024
16.09.2024
18+
Статьи

Огонь, биатлон и орхидеи: почему сгорел дом екатеринбургской экоактивистки

Или как активисты пытаются защищать краснокнижные растения и природный ландшафт.

Екатеринбург. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

13 августа в Екатеринбурге сгорел дом экоактивистки Елены Кольцовой. Женщина считает, что причиной пожара был поджог, и связывает его со своей работой. Корреспондент АСИ поговорил с защитницей окружающей среды об активистской деятельности.

Биатлон и орхидеи

Елена Кольцова по образованию специалист лесопаркового хозяйства. В Екатеринбурге экоактивистка живет с 2017 года, активную деятельность по защите природы начала в 2019 году. У Елены двое детей — 13-летняя дочь и 17-летний сын. 

В последние месяцы женщина готовилась к досудебной проверке дела Московского лесопарка в Екатеринбурге. Там почти на 52 гектарах особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения власти решили построить биатлонный комплекс имени Антона Шипулина (российский биатлонист, заслуженный мастер спорта, чемпион мира 2017 года в эстафете, шестикратный призер чемпионатов мира, завершил спортивную карьеру в 2018 году. — Прим. АСИ).

С территории, предназначенной для строительства, в 2019 году сняли статус ООПТ. По словам Елены Кольцовой, общественные слушания по вопросу провели с нарушениями.

«Местные жители рассказывали: на общественные слушания в свое время собрали спортсменов, показали им макет и сказали: “Посмотрите, какой здесь будет большой биатлонный комплекс”. Ну, народ и проголосовал как надо», — прокомментировала АСИ Елена Кольцова.

Между тем в Московском лесопарке растет дикая уральская орхидея (неоттианта клобучковая, за­не­се­на в крас­ные книги мно­гих тер­ри­то­рий. — Прим. АСИ).

«Совершенно непонятно, почему нужно строить новый биатлонный комплекс, — возмущается Елена Кольцова. — В Екатеринбурге уже есть Уктусский лесопарк, где часть территории отдана под спорт».

По мнению экоактивистки, решающую роль в определении места под новый комплекс сыграло то, что рядом был старый биатлонный комплекс, один из крупнейших в России, — это учебно-спортивная база «Динамо». Комплекс был построен в 1934 году и устарел морально и физически.

По словам Елены Кольцовой, спортивный объект занимает порядка 30 гектаров леса, с точки зрения флоры гораздо менее ценного, чем территории Московского лесопарка.

Фото: standret / Freepik

«Там стоит старая гостиница, она до сих пор действует, но в ней давно не было ремонта. Почему бы не рекультивировать и не использовать эту территорию?» — задается вопросом экоактивистка.

Борьба экоактивистки за сохранение «тропы Батманова»

По части территории Московского лесопарка проложен особый восьмикилометровый пешеходный маршрут, который включает в себя разные природные комплексы. Самая красивая точка — берег озера Малая Здохня. Здесь образуется согра — заболоченное озеро, в котором растут редкие растения.

«Фенолог (специалист по сезонным изменениям в природе. — Прим. АСИ) Владимир Алексеевич Батманов работал в Екатеринбурге с 1920-х годов. Он создал подробную карту сезонных климатических изменений Урала, а потом и всего СССР, — объясняет Елена Кольцова. — В 1921 году им был проложен маршрут наблюдений, ныне известный как “тропа Батманова”».

Весной 2024 года Елена Кольцова вместе с другими екатеринбургскими экологическими активистами защищала берег озера от возможного строительства жилого комплекса. По информации общественников, планы на работу рядом с «тропой Батманова» были у строительной компании «Группа ЛСР».

«Тут опять перипетии, — делится Елена Кольцова. — Им то давали землю, то опять возвращали ее в категорию городских лесов. Когда я начала готовить документы на включение тропы в число особо охраняемых природных территорий регионального значения, документы в региональном Минприроды нам вернули и сказали, что все составлено не по форме. Хотя там был и паспорт территории, и заключения многих ученых — специалистов по лесам и болотам. Мы такой документ в министерство принесли, но там просто не захотели этим заниматься. Озеро вообще хотят засыпать!»

Весной 2024 года в окрестностях тропы началась вырубка леса и разрослась несанкционированная свалка мусора. По обоим поводам активисты обратились в Следственный комитет России. 18 апреля 2024 года Следственный комитет перепоручил проверку по делу местным коллегам. С тех пор о проверке, по словам экоактивистки, ничего не слышно.

Женщина рассказывает, что орхидеи, а также два вида краснокнижных кувшинок, росшие в самом озере, ради проведения строительства выкопали и перенесли в местный ботанический сад.

Фото: wirestock / Freepik

«После этой операции я ходила к озеру и нашла на месте 11 орхидей. Кувшинки тоже выкопали не все — местами озеро глубокое, не дотянулись», — возмущается Елена Кольцова, добавляя, что информации о случаях успешной рекультивации диких орхидей нет.

Река — мусорные берега

Параллельно с защитой озера Елена Кольцова добивалась наведения порядка на берегах реки Широкая Речка. Весной 2024 года при строительстве улицы Юрия Исламова реку перегородили и стали сбрасывать в нее грязный снег и мусор. Пришлось жаловаться в прокуратуру, и на стройку пришла прокурорская проверка.

Русло реки и ее берега строителей заставили восстановить. Но экоактивистка очень волнуется, что после проведенных работ изменился угол уклона русла, река начала подтапливать расположенное рядом садовое товарищество. Кроме того, женщину заботит ситуация с мусором, который был закопан по берегам, но не попал в прокурорские документы.

«Понимаете, там сейчас река — мусорные берега, только немного непонятного грунта сверху подсыпали», — поясняет Елена Кольцова.

Фото: Марина Некрасова / АСИ

Пожар

По иронии судьбы до недавнего времени Елена Кольцова жила совсем рядом с той территорией, которую она защищает, а городские власти мечтают застроить и занять под спорт. К Московскому лесопарку примыкает старое СНТ, где в 2017 году, только приехав в город и еще не разбираясь в хитросплетениях местного землепользования, Елена купила небольшой двухэтажный деревянный дом. Именно там она была прописана вместе с детьми, и именно это жилье сгорело в ночь на 13 августа.

Елена Кольцова и ее дети успели спастись. Правда, из всего имущества вытащить удалось только сшитое теткой Елены чувашское национальное платье, которым женщина очень дорожит. Дети успели вытащить мобильные телефоны, остальные вещи и техника сгорели. Елена и ее сосед, дом которого также сгорел, подали в полицию заявления о поджоге. В настоящее время идет следствие.

13 августа волонтеры движения «Добровольцы быстрого реагирования. Екатеринбург», которые проводят экологические акции и помогают тушить лесные пожары в Свердловской области, рассказали в своих социальных сетях, что предложили Елене Кольцовой помощь. Женщина согласилась и попросила бытовые приборы, посуду, спальные принадлежности, одежду и обувь детям и себе, а также призналась, что ей понадобятся финансовая и волонтерская помощь в разборе завалов.

За неделю екатеринбуржцы собрали семье нужные вещи и разобрали остатки сгоревшего дома. До холодов Елена Кольцова надеется построить новый дом.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике