С 2020 года онкобольные в Челябинской области могут рассчитывать на бесплатную психологическую помощь. Именно в этом году создан Центр социального психологического сопровождения онкологических пациентов и членов их семей «Жить дальше».
Онкопсихологическая помощь каждому южноуральцу
Создание центра «Жить дальше» — результат инициативы онкопсихолога Галины Теске и онкопациента Александры Симоновой. С 2020 года в регионе сформировалось профессиональное сообщество онкопсихологов, предоставляющее бесплатную психологическую помощь не только пациентам, но и их родным.

«У меня личный опыт — смерть близкой подруги от рака, и она тоже была психологом. 15 лет назад, когда уже находилась в терминальной стадии, мы много говорили о том, что взрослые онкопациенты остаются без психологической поддержки и им приходится как-то с этим справляться. Говорили, что было бы здорово помочь. Когда подруги не стало, я уже четко осознавала, что буду этим заниматься», — вспоминает онкопсихолог Галина Теске.
Галина Теске. Фото предоставлено АНО «Жить дальше»
Путешествуя по миру и изучая опыт других стран, челябинка поняла, что в России онкопсихология только зарождается. К тому же до недавнего времени в поликлиниках не было кабинетов бесплатного медико-психологического консультирования.
Теске начала консультировать онкобольных людей и обучать коллег основам онкопсихологии.
«Люди, которым помогала и продолжаю помогать, в основном живут здорово и счастливо, в ремиссии, — отметила специалист. — Я вовсе не хочу сказать, что в этом заслуга только онкопсихологии. Но в борьбе с раком большую роль играет мотивация: мотив жить ради кого-то, ради чего-то, а самое главное — ради себя. И сейчас это остается основной мишенью терапии в нашей психологической практике. Нужно нащупать и усилить этот мотив, ресурсы, которые есть у каждого человека».
В 2021 году на средства губернаторского гранта АНО «Жить дальше» смогла повысить квалификацию клинических психологов и открыть в Челябинске кабинет бесплатной психологической помощи. Многие из специалистов не понаслышке знали, что такое онкозаболевание, и с удовольствием стали частью большой команды НКО. Еще через год в Челябинском областном центре онкологии и ядерной медицины появился единственный в регионе кабинет доверия, который стал важным шагом в интеграции медицинской помощи и психологической поддержки.
По словам Теске, это был единственный в России случай, когда медицинское госучреждение и некоммерческая организация объединились, чтобы оказывать бесплатную психологическую помощь пациентам и их близким. Благодаря такому сотрудничеству врачи теперь направляют пациентов к онкопсихологам буквально в соседний кабинет. На консультации могут попасть не только челябинцы, но и жители всего региона, проходящие лечение в онкоцентре.
Научная деятельность и подготовка новых специалистов
«Кабинет доверия позволяет системно и непрерывно оказывать первичную онкопсихологическую помощь южноуральцам. Многие из онкопсихологов ведут научную деятельность, поэтому, помимо основной работы, они занимаются исследованием потребностей пациентов и определением важности таких кабинетов при онкоцентрах. Участвуем в различных мероприятиях, например, в этом году читали доклады на научно-практической конференции и съезде онкологов.
С врачами нужно интегрироваться. Мы изучаем внутреннюю картину болезни, когда человек получает онкодиагноз. Как это сращивается с его темпераментом, характером? Как влияет на течение болезни? Каковы психологические особенности людей при разных нозологиях? Пишем статьи и предлагаем врачам писать совместные работы. Для нас это прекрасный научный опыт», — рассказывает соучредитель АНО «Жить дальше».



Кроме того, для обучения молодых специалистов и обмена опытом НКО подключила к проекту студентов: подписала соглашение с кафедрой клинической психологии Челябинского государственного университета. Для них важнейшей темой стала диагностика и использование диагностических материалов. Магистранты, с согласия клиентов, принимают участие в процессе консультирования. Таким образом, проект готовит новые кадры для медучреждений и НКО.
«Сейчас они заканчивают практику в онкополиклинике. Студенты могут лучше понять внутренние механизмы работы, — продолжила Галина Теске. — Когда беседуют с пациентами, лучше понимают, какие методики предложить. Студенты их обрабатывают и составляют заключения, что сразу дает нам ясное представление, на что нужно прежде всего направить внимание. Мы верим, что некоторые обязательно заинтересуются направлением ”онкопсихология” и в будущем станут нашими коллегами. Несколько студентов выразили намерение пройти повышение квалификации в 2025 году, а может, и в этом году, если нам удастся найти спонсорскую поддержку для обучения. Мы надеемся успеть».
Сейчас в команде «Жить дальше» трудятся 11 онкопсихологов.
Теске и ее команда понимали, что двух кабинетов доверия для региона недостаточно. И далеко не все приезжие онкопациенты могут попасть на консультацию в удобное для них время. Поэтому организация стала готовить специалистов на местах и с 2023 года стала расширять свое присутствие, охватив малые города. Так, первый кабинет доверия открыли при Центре амбулаторной онкологической помощи в Миассе. На очереди — Магнитогорск и горнозаводская зона области. НКО реализует проект при поддержке Фонда президентских грантов, правительства и Министерства здравоохранения Челябинской области.
«Мы давно об этом задумывались, потому что еще несколько лет назад в планах Минздрава было открытие 16 центров амбулаторной онкологической помощи. Из них семь — в городах области. А наша задача — взять под свое крыло как можно больше взрослого населения, чтобы они вовремя получали онкопсихологическую помощь», — рассказала онкопсихолог.
Помочь жить дальше
У пациентов есть возможность получить бесплатную психологическую помощь как очно, так и дистанционно, индивидуально и в группах. За несколько лет специалисты «Жить дальше» провели уже более 3500 консультаций. Они развенчивают страхи и мифы, объясняют, как совладать с болезнью, учат справляться со стрессом, техникам, которые способствуют выздоровлению и одобрены официальной доказательной медициной.
Галина Павловна, какие эмоциональные реакции могут возникнуть у пациентов, которые столкнулись с онкодиагнозом?
Когда моя подруга узнала о неутешительных результатах, что, к сожалению, болезнь распространилась в костную систему, она пошла в кондитерскую. Я ей звоню, а она преувеличенно веселым голосом говорит, что доедает торт, который весит полтора килограмма. Не слабый такой торт, да? Эмоциональная реакция у людей абсолютно разная. Это шок, человек может впасть в апатию, замкнуться, может гневаться. Чаще всего это слезы, горевание. Самый популярный вопрос, который нам задают: «Что мне делать, как совладать с болезнью, чтобы она не мешала жить дальше?» Наша задача корректировать состояние. Поэтому еженедельные встречи с пациентом дают свои плоды.
Как вы помогаете с ними справиться, какие методы используете в работе?
Один из самых распространенных методов работы с онкопациентом — это когнитивно-поведенческая терапия, когда выявляем ошибки в поведении, которые влияют на течение болезни. Человек начинает осознавать и корректировать их сам. К примеру, тревожные мысли. Очень много вопросов в голове: «А вдруг болезнь вернется, а вдруг что-то пойдет не так?» Вот с этими убеждениями работает онкопсихолог.
Вообще, каждый психолог применяет свои методы. Кто-то арт-терапию, кто-то гештальт-терапию, клиент-центрированную психотерапию. Хороший результат дают методы релаксации, визуализации, когда пациент представляет, что рака у него нет.
Фото предоставлено АНО «Жить дальше»

Кому-то по душе индивидуальные консультации, кому-то групповые. Вот у нас на сегодняшний день работают восемь групп поддержки. Ежемесячно либо очно встречаемся, либо дистанционно. Планируем запустить такую же группу поддержки с врачами, которые тоже к нам обращаются.
А с каким запросом обращаются медики?
Чаще всего их интересует, как избежать или справиться с профессиональным выгоранием, как выстраивать эффективные коммуникации с пациентами. Темы разные. У нас выстроена целая система семинаров для врачей-онкологов. Сейчас, когда у них закончится время отпусков, снова продолжим эту работу.
В чем ценность групповой психотерапии?
Мы не просто так подбираем людей в группы, а с учетом нозологии, как они проявлялись в индивидуальных консультациях, какие есть проблемные зоны. Потом начинаем предлагать темы, прокачиваем их, а когда группа уже продвинулась в своей динамике, берем их темы. К примеру, где взять ресурсы, если я понимаю, что сильно похудела, лишилась волос. Женщины начинают делиться, как подбирали парик, как питались. Это очень мощная поддержка и дорогого стоит, потому что женщины говорят о личном опыте.
Как удается раскрыть пациента, чтобы он доверился онкопсихологу?
К каждому индивидуальный подход. Если пациент пришел к психологу — это уже полдела. Мужчины чаще всего говорят, что все нормально и у них нет запроса, вот, мол, пришел просто по направлению врача. А запрос-то скрытый: «Я хочу излечиться. Помогите мне». Да, они сильные, думают, что справятся, но тоже захаживают к нам, и с каждым годом процент обратившихся увеличивается. Если вначале был всего 1%, то сейчас — 6–7%.
Когда в кабинете нет клиента, онкопсихолог выходит в коридор поликлиники и обращается со спичем к людям, сидящим в очереди к онкологам. Начинает говорить не о том, как важно получать психологическую поддержку, а о том, как онкобольному можно рассказать близким людям, что с ним не надо носиться как с писаной торбой. Что ему можно позволять быть самостоятельным, ему не нужна гиперопека, расширенные от ужаса глаза и слезы где-нибудь там в уголке. С ним нужно просто поговорить о том, что вместе справитесь с трудностями. Когда человек понимает, что самостоятелен, то постепенно меняется его болезненное психологическое ощущение. Слушая этот спич психолога, к примеру, мужчины мотают на ус, а потом к нам идут их жены, а следом приходит и сам пациент.
С какими проблемами сталкиваются родственники онкобольных?
У них быстро происходит эмоциональное выгорание. Обращаются к нам, потому что уже перестают справляться. А если перестают справляться, то появляется раздражение на близкого человека и одновременно с этим — чувство вины. В этом году больше прирост обращений родственников, нежели, например, в прошлом году. Это хорошо, что понимают значимость помощи психолога.
В мае этого года вы провели большой форум с участием врачей-онкологов, онкопациентов, психологов, студентов, где обсудили актуальность онкопсихологической помощи. Какие основные выводы были озвучены на мероприятии?

Было большое количество прекрасных докладов, дискуссий. Участники получили ценные знания, которые значительно ускорят процесс развития доступности онкопсихологической помощи. Все поддержали интеграцию онкопсихологической службы в систему центров амбулаторной онкологической помощи, написали письма поддержки.
Фото предоставлено АНО «Жить дальше»
Наш опыт первый и очень важный. Нам нужно лишь небольшое помещение в безвозмездную аренду, а потом уже находим возможность консультировать людей, проводить с ними мероприятия, готовить равных консультантов. Наша задача — донести до болеющих взрослых людей, что достижению оптимального результата в лечении способствует своевременное обращение к онкопсихологу. Ведь именно он сопровождает пациента на всех этапах лечения.