Сегодня к странам БРИКС приковано серьезное внимание — очевидно, что объединение и его отдельные игроки начинают все больше влиять на экономико-политические события, происходящие в мире.
Одновременно представляет интерес и сравнение тенденций развития, которые касаются отдельных стран союза и затрагивают не только макроэкономические реалии. Из всех стран-участниц базового списка БРИКС Россия в наибольшей степени сопоставима с Бразилией. По площади эта страна лишь вдвое меньше России, а по населению превосходит нас в 1,5 раза. Сектор благотворительности этих стран так же имеет ряд похожих векторов развития.
Состояние благотворительности
Исторически филантропия в Бразилии находилась под влиянием католической церкви и государства. При этом последние годы сектор становится более профессиональным и все больше отходит от чисто благотворительного подхода.
Россия в начале в XX века пережила три революции, последняя из которых привела к слому существовавшего общественного строя. И если до революции государство и церковь так же поддерживали и инициировали филантропию, то в новейшей истории страны эта тенденция сошла на нет. В советское время частная благотворительность фактически прекратила свое существование как общественный институт, при этом отчасти она была заменена системой социальной защиты.
В последнее время благотворительный сектор обеих стран проходит определенную стадию переформатирования.
При этом если в Бразилии главная тенденция — переход от частной инициативы к организованным структурным проектам, то в России это — возрождение сектора, запуск тех же системных проектов с нуля. Развиваются благотворительные фонды и социально ориентированные некоммерческие организации. Также в стране сформировано несколько сотен целевых капиталов.
Начальник управления по работе с некоммерческими организациями управляющей компании «ААА Управление капиталом» Роза Воронина считает, что в последние годы «показное потребление» в России резко уменьшается.
«Это напоминает XIX век, то, что происходило тогда с купцами, с предпринимательским сословием. Они стали стремиться к образованию, к красоте, к филантропии, — отмечает эксперт. — И сейчас люди начинают задумываться о более высоком, о том, к чему стремится их душа. Происходит переход от дельца к буржуа — деньги становятся более респектабельными».
Капитализация
Общий объем ежегодных пожертвований в Бразилии оценивается в четыре миллиарда долларов США, что составляет 0,2% ВВП. Это примерно в 100 раз меньше объема пожертвований в США в абсолютных величинах и в 10 раз меньше в сравнении с ВВП. И — сопоставимо с объемом рынка благотворительности в России, выраженном в доле ВВП.
Согласно исследованию «Профессиональная благотворительность в России 2023», проведенному компаниями Sber Private Banking, Philin Philgood и Frank RG, в 2022 году государство, компании и частные филантропы направили на благотворительные цели и программы корпоративной социальной ответственности до 436 миллиардов рублей. По среднегодовому курсу рубля в 2022 году 65,54 рубля за доллар это составляет 6,65 миллиардов долларов или 0,35% ВВП.
Одновременно совокупный объем пожертвований в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, вырос на 12%. Отчасти это объясняется влиянием специальной военной операции — люди и организации активно оказывают помощь бойцам и мирному населению. Это также подтверждают результаты исследования фонда «Нужна помощь» (признан иностранным агентом) и агентства онлайн-исследований Tiburon Research, по данным которого 18% респондентов совершали пожертвования, связанные с СВО.
Портрет частного жертвователя
Как показало исследование Henley & Partners, в Бразилии частные пожертвования граждан не связаны напрямую с размерами их доходов. Наибольшие пожертвования в пропорции к своему заработку совершает средний класс, в то время как среди богатых вовлеченность довольно невелика.
По мнению экспертов, тенденция связана с отсутствием готовности обеспеченных людей жертвовать значительные средства на любые филантропические начинания в принципе.
В России, согласно данным исследования Sber Private Banking, Philin Philgood и Frank RG, обеспеченные люди больше расположены к филантропии. В общем объеме благотворительных взносов высока доля состоятельных филантропов с капиталом более миллиона долларов — она составляет около 30%. При этом 56% опрошенных филантропов отметили, что в 2023 году увеличили размер своих пожертвований.
В целом по результатам исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, в 2023 году доля жертвователей среди россиян составила 53%. Эти данные были получены путем опроса респондентов, а в число жертвователей вошли и те, кто подает милостыню.
Корпоративная благотворительность
В последние десятилетия доминирующую позицию в бразильской благотворительности занимает корпоративная благотворительность. По экспертным оценкам, она составляет 80-90% всех пожертвованных средств. Развитие сегмента ведется на качественном профессиональном уровне, при этом корпораты не сфокусированы на традиционных темах и направлениях.
Бразильские корпорации в первую очередь занимаются поддержкой образования (60–70%) и здравоохранения (10–15%), растет поддержка, особенно со стороны международных спонсоров, связанная с изменениями климата и окружающей среды (5–10%).
Фото: Samuel Costa Melo / Unsplash
Одновременно в России гораздо заметней роль частной инициативы. Отечественные корпорации обычно ведут благотворительную деятельность по программам корпоративной социальной ответственности (КСО). По оценке Frank RG, объем КСО-расходов в России составляет 285 миллиардов рублей. Вне КСО российские компании перечисляют на благотворительные цели еще порядка 28 миллиардов рублей (данные того же источника). Это означает, что корпоративная благотворительность едва ли достигает 60% суммы частных пожертвований.
Почему корпоративная благотворительность в России уступает частной, объясняет директор по фандрайзингу Школы управления «Сколково» Иван Копытов:
«Пока пожертвования будут идти из прибыли, а не из себестоимости, корпорациям будет невыгодно. Да, они поддерживают свои проекты, свои фонды в городах присутствия в рамках программ корпоративной социальной ответственности. А сторонние проекты финансировать им нет смысла. Бывают инициативы — а давайте детский дом поддержим или что-то такое, что HR придумал. Но системные проблемы такими акциями не решаются».
Развитие эндаументов
Первый зарегистрированный эндаумент появился в Бразилии в 1956 году. Однако эта финансовая модель долгое время не получала развития и поддержки. Только в 2010-е годы она начала становиться все более востребованной.
Первый закон, регулирующий деятельность фондов целевого капитала в Бразилии, был принят в 2019 году. За пять лет после этого число эндаументов увеличилось на 23%.
Географически наибольшее число эндаументов зарегистрировано в самом богатом штате страны — Сан-Паулу (38 фондов), а на севере, в беднейших регионах, их количество минимально.
Самой распространенной целью создания эндаументов является поддержка образования (24 из 52 эндаументов — 46%), за ней с большим отрывом следуют культура и здравоохранение (15 и 17%, соответственно).
Общий объем фондов целевого капитала Бразилии в настоящее время составляет 15,8 миллиардов долларов США. При этом из исследованных в 2022 году компанией IDIS 52 эндаументов лишь четыре обладают капиталами, превышающими 200 миллионов долларов (из исследования BrazilialEndowmentsOutlook).
Появление закона о фондах целевого капитала дало толчок не только развитию эндаументов. Инициатива привела к появлению инфраструктурных филантропических проектов: консалтинговых услуг по управлению фондами целевого капитала, специализированной юридической поддержки, компаниям по оказанию фандрайзинговых услуг.
В России закон о целевом капитале №275-ФЗ появился в 2006 году и его принятие тоже послужило серьезным стимулом развития сектора. По данным исследования Sber Private Banking, Philin Philgood и Frank RG, начиная с 2018 года, ежегодный рост числа НКО с целевым капиталом составлял примерно 17%, и к концу 2022 года их число достигло 257. Общая величина целевых капиталов на конец 2023 года достигла 157 миллиардов рублей или 1,85 миллиардов долларов по средневзвешенному курсу.
Капиталы эндаументов распределены чрезвычайно неравномерно — почти 60% всего объема рынка целевого капитала заняли активы целевых капиталов Фонда Потанина.
Без учета Фонда Потанина общий объем рынка эндаументов в России в 2023 году составил 71 миллиард рублей, увеличившись с 2021 года на 27 миллиарда рублей.
При этом по размеру рынка целевого капитала Россия пока существенно уступает Бразилии. Иван Копытов полагает, что это связано со стандартами российского мышления.
«Мы умеем думать о вечности и о сегодняшнем дне. О среднем сроке не думаем. Но если посмотреть на горизонте 10-15 лет, то понимаешь, что эндаумент как раз тот инструмент, который позволяет обеспечить стабильное финансирование проектов», — отмечает эксперт.
В отраслевом разрезе 58% целевых капиталов в России сосредоточено в сфере образования и науки, 16% — в сфере культуры и искусства. Доля эндаументов, созданных для финансирования проектов в здравоохранении, составляет всего 1%, но это может быть вызвано особенностью распределения фондов по направлениям «социальная помощь» и «здравоохранение» в указанных выше исследованиях.
Материал подготовили:
Юлия Бочкова, заместитель исполнительного директора по взаимодействию с благотворителями и попечителями Фонда целевого капитала «Истоки»;
Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям Фонда целевого капитала «Истоки».
В материале опираются на результаты Отчета о благосостоянии стран БРИКС, подготовленного международной консалтинговой фирмой по инвестиционной миграции Henley & Partners в партнерстве с компанией Global Wealth Intelligence New World Wealth, и на общедоступные данные, опубликованные российскими исследовательскими компаниями.