В феврале 2025 года вступит в силу закон о развитии креативных индустрий в России. Несколько месяцев его совместно разрабатывали Агентство стратегических инициатив, правительство России и креативное сообщество. Подробнее о том, как он будет работать, АСИ рассказывало здесь.
17 октября на ежегодной конференции «Фабрика пространств», которую проводит Центр «Благосфера», прошла дискуссия о применении нового закона, роли общественных пространств и мерах их поддержки. Эксперты поделились мыслями и переживаниями, связанными с креативной сферой, а также дали креативщикам несколько советов.
Дмитрий Маркин, директор проекта «Сеть креативных пространств» Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив, признался, что лично ему хотелось бы видеть больше креативных пространств в регионах.
Для этого правительство региона должно задавать себе вопрос: как оно может стимулировать частный бизнес реализовывать стратегию и создавать арт-пространства?
Хорошим решением в этом случае станет поддержка уже существующих кластеров: так частники поймут, что в случае создания собственных пространств регион поможет им на всех этапах.
Практика Башкортостана
Экспертная группа по реализации регионального стандарта Агентства стратегических инициатив в Республике Башкортостан появилась в начале августа. Ее исполнителем стал Александр Старков, который рассказал о том, как происходит работа в Башкирии.
«Сейчас мы пытаемся наблюдать друг за другом и искать пути для сотрудничества. Лично наш опыт за эти три месяца позитивный, поскольку мы пошли не по формальной линии реализации стандарта, а по собственному видению. Для нас стандарт — просто часть задач, которые необходимо реализовать. На то это и рамочный закон», — рассказал Старков.
По словам Александра, в каждом регионе важно найти какую-то изюминку. Экспертная группа пока не выделила ряд основных отличительных черт региона, но Башкирия славится музыкой, модой, наличием кинематографической базы.
«Башкортостан — это древняя земля с большой этнической историей, а значит, с различными промыслами и ремеслами. Наша задача — проявить то, что там уже есть», — говорит Старков.
Практика Москвы
Каждый десятый трудоустроенный в Москве работает в сфере креативных индустрий, а креативная экономика генерирует 5,8 трлн рублей. Такую статистику привела Анастасия Рыбкина, заместитель генерального директора по инфраструктурной и финансовой поддержке Агентства креативных индустрий Москвы.
Существует два ключевых момента, которые Анастасия советует регионам учитывать при разработке своего норматива:
– Реестр субъектов креативных индустрий
Войти в реестры могут все желающие предприниматели креативной сферы независимо от формы собственности. Благодаря реестру можно оперативно узнавать о новых мерах поддержки, искать партнеров и озвучивать то, что необходимо вашему арт-пространству.
– Результаты интеллектуальной деятельности (РИДы)
Предприниматели, которые получают имущественную или финансовую поддержку, должны вести отчетность о затратах на создание, продвижение и реализацию РИДов.
«Москва сама запускает кластеры. Например, у нас есть Московский кинокластер, Киностудия имени Горького, Кинопарк Москино. Это вообще наша специализация — кино. Есть еще одна, новая, — видеоигры. Разработка у нас в крови. Если вдруг кто-то не играл в Atomic Heart — поиграйте», — говорит Рыбкина.
Atomic Heart — игра российской студии Mundfish, в центре сюжета которой — альтернативная киберпанк-история, развивающаяся после Второй мировой войны на территории «Предприятия 3826» — главного научно-исследовательского центра Советского Союза.
Рыбкина отмечает, что иногда креативные кластеры забывают о том, что они — креативные. В пространствах начинают появляться кафе и ногтевые салоны, и постепенно они вытесняют действительно необычные студии.
Мнение Союза креативных кластеров
Ася Филиппова, основатель и директор Центра творческих индустрий «Фабрика», член правления Союза креативных кластеров, дала четкое определение креативному кластеру.
Креативный кластер — это имущественный комплекс, где офлайн сосуществуют компании, ядро которых составляют субъекты креативных индустрий, на которые нанизаны вспомогательные, образовательные и общественные пространства. Именно поэтому пространство, населенное цветочными магазинами, ресторанами и салонами красоты, не может считаться креативным кластером.
Фото: Ryan Arnst / Unsplash
«Отдавая должное потрясающему опыту Москвы, я все же не могу не сказать, что креативные индустрии зародились и развивались с начала этого века, и происходило это благодаря подходу people to people. Я хочу сказать, что подавляющее большинство арт-пространств принадлежат частным инициативам, а не регионам. И все они выросли из потребностей людей, живущих на конкретной территории», — говорит Филиппова.
Ася советует частным предпринимателям не терять себя, поскольку частные пространства не должны упускать свою независимость. Пространства и кластеры должны иметь место и возможности для того, чтобы проводить собственные мероприятия, а не зависеть от грантов.
С чего начать создание своего кластера?
Несколько советов от Александра Старкова:
- Загляните внутрь себя и ответьте на вопрос: «Действительно ли мне нужно собственное пространство?».
- Если за долгое время раздумий ответ остается положительным, стоит приступить к поиску места для будущего пространства.
- Здание лучше именно покупать, а не арендовать у кого-то.
- Опирайтесь на успешные кейсы. Многие из них уже описаны на сайте «Фабрики пространств». Там можно обнаружить много примеров, которые стоило бы взять на вооружение.