«Многоголосье тишины» — проект центра «Языки без границ», который начался осенью 2024 года при поддержке благотворительного фонда «ВТБ-Страна». Его главная цель — сделать так, чтобы глухие и слабослышащие дети из школ-интернатов могли попробовать себя как гиды, которые проводят экскурсии на русском жестовом языке.
Основное обучение пройдет в 2025 году в два этапа. Ближайшие шесть месяцев около ста школьников посетят Санкт-Петербург. Там они будут ходить на экскурсии с опытными глухими гидами.
Обучать подростков будут выпускники курсов профессиональной переподготовки, которые проводились с 2017 года на базе центра «Языки без границ», — глухие и слабослышащие гиды и экскурсоводы.
Осенью 2025 года начнется второй этап: в него пройдут 20 самых мотивированных подростков. Они вновь приедут в Петербург, чтобы пройти специальную программу подготовки к выходу на общий рынок труда в сфере экскурсионного сопровождения.
Занятия будут проходить в Музее Фаберже, Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», Государственном Русском музее и на других культурных площадках города.
Попробовать свои силы смогут ученики школ-интернатов из Тулы, Ярославля, Пензы, Коврова, Саранска и других городов России. После обучения они вернутся работать гидами в родные города и сделают культуру своих регионов доступнее для обычных людей с нарушениями слуха.
Редакция АСИ поговорила с Сергеем Кречетовым, генеральным директором организации «Языки без границ», о том, как появился проект, почему в последние годы все больше программ обучения гидов с особенностями здоровья и есть ли у общества запрос на инклюзивные экскурсии.
Проект называется «Многоголосье тишины». Почему именно так?
Наверное, стоит начать с того, что и у глухих людей есть свой голос. Он может быть не слышен, но он существует. И проявляется в самых разных формах: от выражения своего «я» в жизни до возможности воплотить свою мечту, которая есть у каждого ребенка.
А программа ведь именно про детей и для детей. Вот и получается, что в названии отражаются самые разные детские голоса. Голоса глухих и слабослышащих детей, говорящих на жестовом языке.
Еще одна причина так назвать проект в том, что в музеях в целом призывают к тихому созерцанию прекрасного. Программа ведь про профессиональную ориентацию глухих детей в сфере искусства, культуры.
Наконец, мы долго выбирали название для проекта и предлагали разные варианты нашим коллегам и партнерам из благотворительного фонда «ВТБ-Страна». Нам вместе показалось, что многоголосье отражает многообразие нашей страны, ведь приезжают к нам дети из самых разных регионов России.
До 2025 года идет первая часть проекта: дети посетят занятия по профессиональным компетенциям. А каким именно навыкам учат будущих гидов?
Программа состоит из ознакомительных встреч с уже сложившимися профессиональными глухими гидами. Темы встреч самые разные: про важность русского языка, как быть блогером, как снимать видео.
Самая важная часть — введение в профессию экскурсовода. Школьники посещают музеи Санкт-Петербурга и вживую знакомятся с профессией гида. Сами глухие гиды рассказывают о своем пути и опыте. Главная особенность программы в том, что на первом этапе с глухими детьми работают только глухие наставники и гиды. Задача — не научить, а замотивировать.
Фото: Ioana Cristiana / Unsplash
Что должен уметь гид, который проводит экскурсии на РЖЯ?
Мы опрашивали выпускников нашего центра, которые уже проводят экскурсии на русском жестовом языке и работают в программе наставниками и лекторами, что они думают по этому поводу.
Самые популярные ответы — постоянно учиться новому, расширять кругозор. Быть адаптивными — смотреть, вникает ли аудитория в материал, который рассказывает гид, и при необходимости менять подход к подаче материала.
Самое интересное в профессии глухого гида — это передавать информацию грамотно через русский жестовый язык так, чтобы глухие и слабослышащие поняли, о чем идет речь, добавляя в свой рассказ где-то больше экспрессии, а где-то меньше.
В последнее время все чаще попадаются новости, что люди с особенностями здоровья (не только глухие и слабослышащие) осваивают профессию гида. Как вы думаете, чем вызван такой резкий скачок интереса к специальности?
Потребность всегда была, но еще пять-шесть лет назад такой профессии не существовало. Не было даже возможности у глухих проводить экскурсии на РЖЯ для глухих. Да, были переводчики, слышащие классные учителя, но это были не глухие.
Все это осложнялось нюансами владения жестовой речью, терминами. Наконец, препятствием было непонимание мира глухих со стороны слышащих, часто даже нежелание понять. Лишь единицы проводили полулегальные экскурсии. Но постепенно дело пошло.
В 2017 году в Москве прошел эксперимент по подготовке глухих гидов. Тогда же в нашем центре «Языки без границ» в Санкт-Петербурге началась большая программа профессиональной переподготовки глухих и слабослышащих гидов по направлению «Экскурсионное сопровождение на русском жестовом языке в музейных и городских пространствах».
В итоге за пять лет мы выпустили три потока гидов. Даже пандемия не помешала: мы успели вывезти наших учащихся на стажировку в Ватикан. Сегодня наши выпускники самостоятельны и обладают широчайшей эрудицией. Они были пионерами — в духе Фенимора Купера, первопроходцами. Сегодня они уже передают свои знания.
Еще добавлю, что интерес к этой профессии неслучаен. И наш опыт это подтверждает. Я согласен с такими лидерами сообщества глухих, как Максим Исаев и Виктор Паленный. Они говорят, что глухие люди могут работать не только руками на шумном производстве. Глухим людям стоит лишь создать условия, и они смогут осваивать высокоинтеллектуальные профессии. Наше законодательство говорит о праве на труд, о реализации права на удовлетворение потребностей в сфере культуры. Вот это и есть реализация этих прав.
Насколько в регионах в принципе большой запрос на подобные инклюзивные экскурсии?
В регионах запрос высокий — все видят, как данное направление сильно развито в Петербурге, в Москве. Как развивается внутренний туризм. В том числе среди инвалидов, и в частности глухих. Уверен, что наши результаты в Петербурге подтолкнули глухих в других регионах посмотреть в сторону новых интеллектуальных профессий — в сфере туризма, культуры, искусства.
И практически одновременно с этим — особенно это чувствуется среди нестоличных музеев — есть колоссальная потребность в понимании мира инклюзии, доступной среды, готовности и желания работать с глухими. Думаю, что уже совсем скоро будет само собой разумеющимся наличие у большинства музеев в регионах своих глухих гидов. А мы всегда будем рады подсказать, помочь, научить.
Кстати, наша программа направлена и на выстраивание диалога между глухими и музеями. Но это уже во второй части проекта осенью 2025 года.