Люди в защитных костюмах, белые мешки на песке, полевые кухни — картина побережья Анапы, ставшая за последнее время привычной. 15 декабря 2024 года во время шторма в Керченском проливе потерпели крушение два нефтяных танкера. Как и два месяца назад, главным героем в борьбе с мазутом остается человек с лопатой. После объявления властями ЧС федерального масштаба загрязненную мазутом часть берега — порядка 50 километров — разделили между муниципалитетами Краснодарского края и стали привозить на уборку людей, сотнями из каждого района.
Именно их трудом, а также трудом волонтеров, которые поспешили на помощь из разных уголков страны, основные места разлива нефтепродуктов на береговой полосе очищены, сотни тонн замазученного песка вывезены либо сразу на переработку, либо на площадку временного хранения в хутор Воскресенский.
Сито, дуршлаг да лопата в борьбе с мазутом
Сейчас идет очистка пляжей от мелких фрагментов мазута. Для просеивания песка люди используют огромные сита и специальные лопаты-дуршлаги. Сколько времени уйдет на обработку таким образом десятков километров побережья, прогнозировать сложно, но других решений, которыми можно было бы оперативно и технологично собрать мазут и очистить песок, нет.
Даже на визуально убранных участках далеко не все благополучно. Ученые НИПИ и представители Всероссийского общества охраны природы провели исследования и определили, что уровень бензопирена на пляжах Анапы превышает нормы в 20 раз. А эколог Андрей Пешков вообще сравнил воздействие этого опасного для здоровья канцерогена с химическим оружием, применявшимся во Вьетнаме.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2024/12/1-32.jpg)
На данный момент известно, что 93% птиц, пострадавших от разлива мазута в Черном море, несмотря на старания волонтеров, все же погибли. По мнению кандидата биологических наук Александра Гожко, они не перенесли отравления. Так, из 7300 найденных особей лишь 250 сейчас продолжают лечение и 245 после реабилитации выпущены на волю.
Фото: Инна Йоффе / АСИ
Но главная проблема сейчас даже не в этом. По данным губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, еще пять тысяч тонн мазута остаются на дне Черного моря. Подтверждение этих слов выносит на берег каждый шторм. Как спасти пляжи от новых выбросов и очистить море от нефтепродуктов, думают многие научные институты и находят неожиданные решения порой прямо на берегу.
Полипропиленовая сеть, угольный сорбент и микроорганизмы
Команда АНО «Общественный центр “Помоги городу”» взяла на себя инициативу по поиску работающих технологий по сбору нефтепродуктов и провела круглый стол с участием мэрии Анапы, на котором 13 компаний со всей России представили свои разработки.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/ria_8852883.mr_.1300-1024x684.jpg)
Наиболее эффективной, по мнению экспертов, оказалась технология тюменской компании «Аквамин-Технологиии». Для защиты берегов эта компания предложила установить длинноволоконный нефтесорбирующий бон «Биофильтр» (биобон).
«Мы пригласили разработчиков в Анапу и две недели тестировали боны на пляжах Джемете, Динамо и станицы Благовещенской, ставили их в урез воды и на глубину, проверяли в слабое волнение моря и в шторм. Результат оказался превосходным: метр биобона абсорбировал до 20 килограммов мазута. Более того, эти фильтры хорошо обеспечивают защиту берега: там, где они стояли, новых выбросов на пляжах не находили», — рассказывает руководитель общественного центра «Помоги городу» Елена Шувалова.
Уже на месте технологию усовершенствовали: для возможности повторного применения биобонов их научились очищать, используя при этом специальный сорбент — разработку новосибирских ученых.
«Это продукт переработки угля, он хорошо абсорбирует нефтепродукт и так же хорошо его отдает, подразумевают использование до 30 раз. Это перспективная технология, с помощью которой можно отмыть скалы, камни, ракушки, что особенно актуально для поселка Волна, где сложный скальный рельеф с растительностью», — объясняет Елена Шувалова.
Сейчас инициативная группа «Помоги городу» запустила биолабораторию, в которой на основе аборигенной культуры выращивают новый штамм бактерий. Предполагается, что микроорганизмы будут съедать мазут и очищать биобоны прямо на месте их установки и делать это при температуре воды от +5 градусов и выше. Существующие аналоги прекрасно справляются с задачей в северных широтах, но бактерий, способных эффективно работать зимой в условиях Черного моря, пока нет.
«Если получится этими микроорганизмами насытить волокна биобонов, то доставать конструкции для очистки больше не понадобится», — рассказывает Елена Шувалова.
Елена Шувалова. Фото из личного архива
![строительство в Краснодаре](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2024/05/shuvalova.jpg)
Чтобы понять, насколько это важно, достаточно узнать вес одной конструкции при полном заполнении — 200 килограммов. Менять биобоны надо каждую неделю.
Эффективными в борьбе с мазутом оказались обычные полипропиленовые сети. Установленные вдоль берега, они задерживают нефтепродукты и пропускают уже очищенную воду. Это прямо на месте разлива мазута у танкера «Волгонефть-239» доказал руководитель группы проектов развития Сколтеха Владимир Каляев.
Сейчас 32 километра этих сетей натянуты вдоль защитного вала на береговой линии — они удерживают объем мазута, порой в несколько раз превышающий их собственный вес. Однако для сохранения рабочих качеств сетям тоже необходима своевременная замена.
Поднять нельзя оставить
Остро стоит проблема подъема со дна моря затонувших частей двух танкеров с мазутом. Пока она не решена, считать, что экватор ликвидации последствий ЧС пройден, нельзя. Если при операции (и не только) случится новая утечка, экологическая катастрофа повторится вновь.
Сейчас у мыса Панагия идет демонтаж кормовой части танкера «Волгонефть-239», из которой 10 января произошел повторный выброс мазута. Для разборки установили световые башни, подвели техническую дорогу и сделали обвалование судна.
Из танкера откачали более 1400 тонн мазута, промыли внутренние емкости и начали распил. Уже полностью демонтировали двухуровневую жилую надстройку и капитанскую рубку, на очереди — нижняя часть корпуса. Шлюпки танкера передали новороссийскому учебному центру «Открытое море», где бесплатно обучают азам парусного спорта людей с ограниченными возможностями здоровья.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2024/12/1-14-1024x610.jpg)
Окончание работ запланировано на 31 марта. Но это самая простая часть операции по демонтажу танкеров, ведь кормовая часть «Волгонефти-239» стоит на мели. Гораздо сложнее ситуация с затонувшими фрагментами суден. На глубине 20 метров при температуре воды +4 градуса мазут остыл и загустел, а откачать его из танков насосами можно только в жидком состоянии.
Фото: Инна Йоффе / АСИ
Для этого мазут необходимо вновь нагреть до 45 градусов. Руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов поделился, что пока инженеры ищут возможности, как это сделать. Решение о подъеме затонувших фрагментов «Волгонефти-239» и танкера «Волгонефть-212», по словам вице-премьера Виталия Савельева, примут в феврале.