Новости
Новости
21.02.2025
20.02.2025
19.02.2025
18+
Статьи

Как понять, что звонят мошенники: советы эксперта

Недавно мошенники придумали новую схему: они звонят детям, чтобы «пролонгировать действие электронного дневника», а на самом деле взламывают личный аккаунт на «Госуслугах». Какие еще сценарии используют обманщики и как защитить себя — разбираемся с экспертом организации «Детские деревни SOS».

звонят мошенники
Фото: Josh Withers / Unsplash

Антон Баканин, специалист по информационной поддержке организации «Детские деревни SOS», давно изучает мошеннические схемы. Он исследует, как мошенники звонят людям, какие схемы используют аферисты и почему иногда они звучат очень убедительно.

Для организации это актуальная проблема, ведь часто с мошенничеством сталкиваются именно дети, в том числе в приемных семьях. Например, недавно мошенники начали звонить школьникам и студентам, представляясь работниками школ и вузов. Поэтому эта тема стала особенно актуальной.

По просьбе АСИ Антон Баканин рассказал о популярных схемах мошенничества и о том, как понять, что звонит обманщик.

От оператора сотовой связи до школьного завуча

Проблема давно вышла на государственный уровень: в прошлом году об одной из схем предупреждали даже в СПЧ. Мошеннических схем становится так много, что их не пересчитать по пальцам. Но есть особо распространенные.

Звонок «от оператора сотовой связи»

Суть схемы

На мобильный телефон звонит человек, который представляется сотрудником оператора сотовой связи. Он сообщает, что срок действия сим-карты заканчивается и необходимо срочно перерегистрировать номер, иначе он будет заблокирован. Для этого он просит продиктовать код из СМС.

Однако если ему сообщить этот код, то мошенник получит доступ к личному кабинету на «Госуслугах».

Существует несколько вариантов этой схемы

– Звонок из пенсионного фонда. Мошенник говорит, что вам не досчитали стаж или положена какая-либо выплата. После чего просит лично прийти в пенсионный фонд и зарегистрироваться на прием к специалисту в электронной очереди. Для этого нужно будет ввести код из СМС.

– Звонок от газовой или обслуживающей компании. Аферист рассказывает, что в доме проходит плановая замена или установка какого-либо оборудования и что вам положена бесплатная установка. Для этого необходимо оставить заявку, а чтобы это сделать, нужно ввести код из СМС.

Цель мошенника

Цель — получить доступ к личному кабинету на «Госуслугах». Именно там хранится конфиденциальная информация о человеке: номер и серия паспорта, кредитная история, размер счета в банке и другое. В дальнейшем мошенники могут использовать эти данные в других схемах, например, при попытке сообщить о краже денег от лица сотрудника МВД.

Фото: Philipp Katzenberger / Unsplash

С помощью личного кабинета на «Госуслугах» мошенники могут авторизоваться на сайтах банков и микрофинансовых организаций и набрать кредитов, за которые потом придется отвечать пострадавшему. В личном кабинете у многих есть электронная подпись. Получив доступ к ней, мошенники смогут подделать документы: переоформить или продать недвижимость, оформить кредит, зарегистрировать юрлицо и так далее.

Звонок от компании, которая предоставляет финансовые/аналитические услуги и предлагает стать их клиентом, чтобы зарабатывать «на инвестициях»

Суть схемы

Мошенники предлагают пополнить свой счет, но на самом деле просят перевести деньги на карту физического лица или на электронный кошелек. После регистрации они прикрепляют к пользователю так называемого «финансового эксперта», который должен давать советы по покупке активов и помогать с инвестициями. Однако на самом деле его задача — уговорить человека вложить как можно больше денег.

«Эксперт» будет убеждать, что торговля идет хорошо и человек получает прибыль, но это неправда. Деньги не попадают на биржу, а мошенники могут имитировать любой доход.

Цель мошенника

Цель — завладеть вашими деньгами.

Звонок с требованием пролонгировать действие электронного дневника

«Эта схема довольно новая. Первые случаи ее использования были зафиксированы в конце января — начале февраля текущего года. Пока я не слушал их скрипты полностью — их еще нет. Но если набрать в поисковике, то уже фиксируется куча случаев обмана по такой схеме», — предупреждает Антон Баканин.

Суть схемы

Телефонные аферисты звонят школьнику или родителю и просят продиктовать пришедший им по СМС номер, якобы чтобы пролонгировать действие электронного дневника на второе полугодие. Таким образом обманщики получают доступ к личному кабинету на «Госуслугах» и другим данным.

Существует несколько вариантов развития этой схемы

Первый вариант. Сначала мошенник получает доступ к аккаунту на «Госуслугах», а затем звонит второй мошенник и сообщает, что произошла утечка документов. Чтобы предотвратить последствия, необходимо связаться с горячей линией.

звонят мошенники

Ребенок звонит на горячую линию, где ему говорят, что со счета его родителей уходят деньги на финансирование террористических и экстремистских группировок. После чего ребенку сообщают, что у него есть всего сутки, чтобы остановить эти переводы. Ребенка начинают разводить на деньги: требуют данные карт родителей. Если ребенок этого не делает, ему и его близким начинают угрожать.

Фото: Isaac Jenks / Unsplash

Второй вариант. После получения СМС мошенники создают видимость взлома аккаунта. Находясь в стрессовой ситуации, ребенок или подросток общается с подставным следователем, который убеждает его в необходимости проведения «видеообыска» и «декларации» имеющихся дома ценностей. Все ценности передаются курьеру — это может быть еще один мошенник или настоящий сотрудник службы доставки, который не знает об афере.

Красные флаги мошенников

Конечно, иногда звонить могут настоящие операторы сотовой связи или учителя из школы. Но в поведениях мошенников всегда есть «красные флажки». Если вовремя обратить на них внимание, шанс обезопасить себя повышается.

Например, мошенники всегда давят на эмоции, а не на логику. Стараются вывести человека из равновесия, пытаются вызывать в нем яркие эмоции: от радости до ужаса. Поэтому в разговоре важно отслеживать свое эмоциональное состояние и не садиться на эмоциональные качели.

«Важно выйти из фрейма — сценария мошенника. Старайтесь замедлять разговор, выбрать комфортный для вас темп разговора. Берите паузу при необходимости», — советует Антон Баканин.

Еще мошенники любят использовать формат общения «начальник — подчиненный» или «я выше, ты ниже». В разговоре они будут делать акцент на то, что делают одолжение, с ребенком — говорить в авторитарной манере, могут начать спрашивать про успеваемость и представляться сотрудниками школы.

«Обращайте внимание на интонации, сам тон разговора. Если есть колебания в тоне, например человек повышает голос, — это признак мошенника. Официальные операторы так не делают, у них нейтральный тон, даже если они что-то пытаются вам продать. Вообще, если возникает какое-то чувство дискомфорта внутри во время разговора — это тоже признак того, что вы говорите с мошенником», — отмечает Баканин.

При разговоре стоит также обратить внимание на качество звонка. Помехи, шум, голоса на заднем плане — тревожный звоночек.

Еще важно обращать внимание на речь. Сленг, неправильные ударения, странные обороты речи, характерный акцент человека из соседней страны — все это тоже признаки мошенничества.

звонят мошенники

«Например, мошенники любят использовать фразу ”я вас услышал”, ”смотрите” и прочие обороты. Хотя настоящим сотрудникам колл-центров так запрещено говорить. К этому можно добавить фразу ”фиксирую информацию” — особенно часто ее используют так называемые псевдоследователи или ”сотрудники службы безопасности банка”. Если вы услышите такую фразу, будьте уверены — это мошенник», — объясняет Антон Баканин.

Фото: Kevin Lehtla / Unsplash

Признаками мошенничества являются:

  • просьба сообщить код из СМС;
  • звонки с личных номеров, в то время как человек представляется сотрудником банка/оператора сотовой связи;
  • агрессивный стиль общения: звонящий требует отвечать на вопросы, торопит, перебивает, создает ощущение срочности;
  • звонки в мессенджерах от аккаунтов с аватарами, на которых изображены эмблемы МВД/СК/ФНС и других государственных органов;
  • просьбы не сообщать о разговоре близким, создание иллюзии, что все происходящее должно остаться в секрете.

Как обезопасить себя и близких

Главное — вовремя понять, кто находится на другом конце провода.

Первый способ — логический: анализировать информацию, задавая вопросы собеседнику, и по определенным признакам выявлять обман.

«Второй подход — психологический, или эмоциональный: вы интуитивно понимаете, что имеете дело с мошенником, основываясь на своих ощущениях. Я считаю, что второй подход более эффективен. Вы быстрее именно чувствуете неладное, главное — верить своим ощущениям. Они вас не обманывают», — говорит Баканин.

А вот ребенок вряд ли сможет эмоционально считать мошенника и оградить себя. Поэтому задача родителя — проговорить, как действовать в подобных ситуациях. Есть несколько базовых правил:

  • объяснить ребенку, что не надо разговаривать с незнакомцами по телефону;
  • использовать встроенную функцию блокировки входящих звонков, если такая есть на телефоне ребенка;
  • узнать у оператора, предоставляют ли они услугу защиты от нежелательных звонков, и использовать ее;
  • установить родительский контроль на телефон (это сработает с детьми, но не с подростками);
  • установить доверительные отношения.

Последний совет — самый важный. Родитель должен искренне интересоваться, чем живет ребенок в интернете, не ругать его и не критиковать. Зная, что дома не осудят за ошибку, ребенок скорее обратится за помощью. А значит, риск, что мошенники успеют провернуть что-то страшное, в разы сокращается.

«Это, безусловно, хорошо, когда вы рассказываете своему ребенку или подростку о телефонных мошенниках или даете ему прочитать памятку или советы, как в этой статье. Но гораздо эффективнее будет, если вы вместе послушаете разговор мошенника с жертвой и обсудите его. Так ребенок сможет прочувствовать на себе все уловки и манипуляции, которые использует мошенник. В стрессовой ситуации все советы и информация о том, как распознать мошенника, могут забыться, а вот ощущение того, что вас пытаются обмануть, останется с вами навсегда», — заключает Антон Баканин.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике