Новости
Новости
28.03.2025
27.03.2025
26.03.2025
18+
Статьи

«Примерно треть медицинских изобретений делают люди без медицинского образования»

Житель города Бавлы разработал 12 тренажеров для реабилитации людей с ограниченной подвижностью.

Фото: Brett Jordan / Unsplash

В 2006 году житель Республики Татарстан Марат Ильясов попал в автомобильную аварию и сломал позвоночник. Мужчина упорно занимался восстановлением и параллельно с регулярными занятиями стал думать о том, как можно усовершенствовать то оборудование, на котором он занимался. Так началась история «тренажеров Ильясова» — медицинских изобретений, которые создатель испытал в первую очередь на себе.

Позднее устройства сертифицировали, и появилась Автономная некоммерческая организация содействия людям с ограниченными возможностями «Я смогу», которая занимается реабилитацией и помогает людям с физической инвалидностью, а также тем, кто за ними ухаживает.

Непригодные тренажеры

Когда Марат Ильясов попал в ДТП, ему было 25 лет. При аварии оказались повреждены третий, четвертый и пятый шейные позвонки, позже на место перелома хирурги установили укрепляющую титановую конструкцию. Поначалу молодой человек был полностью парализован. Учиться не просто ходить, но даже шевелить руками и ногами пришлось заново.

Начались бесконечные реабилитации. Часть лечения пострадавшему оплатила нефтяная компания «Татнефть», где Марат Ильясов успел поработать. Кроме того, деньги — несколько миллионов рублей — ему собрали родственники, друзья, соседи, знакомые и незнакомые люди.

«За первый год после аварии мы с мамой съездили на реабилитацию 12 раз, — вспоминает Марат Ильясов. — Практически весь первый год я провел в клиниках. Несколько дней дома — и опять в новый центр».

Одним из убеждений, которые Марат Ильясов вынес из собственного опыта интенсивной реабилитации, стало то, что стандартные тренажеры совершенно не подходят для людей с инвалидностью. На примере гребного тренажера Марат Ильясов объясняет: устройство прекрасно подходит для того, чтобы проработать мышцы пресса, спины, рук, ног. Однако этот тренажер низкий, человек с ограниченной подвижностью упадет, когда будет садиться.

Кроме того, у этого тренажера маленькое, почти велосипедное сиденье. Занимающийся на нем человек никак не зафиксирован — он держится сам. Но если мышцы не работают, то человек никак не сможет удержаться.

Бывали случаи, когда на некоторые тренажеры Марата Ильясова поднимали втроем: тренер и два ассистента. И почти всегда при выполнении любого упражнения маме приходилось его придерживать.

«Вообще человек с ограниченной подвижностью может тренироваться даже дома на диване, — рассказывает Марат Ильясов. — В первое время я так и делал.

Сначала лежишь представляешь себе движения, потом постепенно начинаешь прорабатывать руки и ноги — кистевая гимнастика, позже — движения, похожие на плавание.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Сползти с дивана на пол, а потом залезть на него обратно, — тоже нелегкая задача. Донести ложку до рта, снять и натянуть обратно футболку. Особенно, помню, меня выводил из себя процесс надевания перчаток: на одну перчатку я тратил минут сорок. Но потом надо было двигаться дальше, и тут начался кошмар».

Так у мужчины начали появляться первые мысли о том, что к уже существующему тренажеру можно приделать фиксатор. Или положить занимающегося: эффект для мышц будет меньше, зато площадь опоры больше. И тогда даже лежачий сможет постепенно, без травм разработать суставы в разных плоскостях. А те, кому нужно накачать мышцы, могут сменить режим.

Сам себе реабилитолог

К моменту аварии Марат был студентом четвертого курса горно-нефтяного факультета Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина (был реорганизован в 2012 году. — Прим. АСИ). За плечами был еще нефтяной колледж, то есть имелись некоторые навыки инженера — представлять себе конструкции, чертить.

Кроме того, мужчина знал ощущения человека, восстанавливающегося после травмы. Например, левая рука у него работала гораздо хуже — он привязывал ее к длинной палке и поднимал правой рукой за другой конец.

За время реабилитации Марат Ильясов понял, что нагрузка в тренажерах не так важна, как амплитуда. То есть в некоторых ситуациях нужен режим, когда тренажер начинает работать даже от небольшого мышечного усилия. А еще нужна многофункциональность: если необходимы ограничители — возможность их поставить, не нужны — снять, или возможность на один и тот же тренажер не лечь, а сесть, упереться ногами и прорабатывать другие мышцы.

Фото предоставлено организацией «Я смогу»

Самые первые тренажеры по просьбе Марата Ильясова ему сварили родственники. Небольшие конструкции стояли прямо у них с мамой в квартире. Со временем прототипы медицинских изобретений совершенствовались: переделывали тренажеры по три-четыре раза. Первые «пациенты» появились у Марата Ильясова тоже довольно быстро.

«Соседи видели, как я выхожу заниматься во двор, — вспоминает Марат Ильясов. — Сначала я едва выползал и мама меня держала. Потом ходил сам на костылях, потом перешел на канадские трости».

Люди стали говорить: «Он после аварии поднялся». Известности добавила руководитель отдела соцзащиты, которая сказала: «Вот тут есть разные люди с травмами, можешь и им помочь?»

И начались «заказы». Иногда за Маратом Ильясовым присылали такси, и он ехал рассказывать кому-то, как занимается. Так он стал известен не только в родных Бавлах, но и в соседнем Октябрьском. В других случаях людей привозили позаниматься к нему.

«Иногда даже тренажеры не нужны. Ты просто едешь и рассказываешь человеку: “Не опускай руки, если заниматься постоянно, прогресс будет. Не надо загоняться, действуй постепенно. Если что-то не получается, не нервничай, лучше направь энергию на упражнения и пока поделай что-то, что получается”.

От пола или любой опоры можно отжиматься. Лестница — это вообще клад для тренировок. Можно одной рукой держаться за перила, а с другой стороны упираться костылем. Можно держаться двумя руками. Можно подниматься и спускаться по ступенькам прямо, боком, спиной вперед», — объясняет Марат Ильясов.

Фото: Lindsay Henwood / Unsplash

Мужчина признается, что тогда в специальную литературу он углублялся не сильно, да и не было ее особо. Не было и компьютера, и доступа к интернету. Он просто запоминал упражнения с реабилитации, а потом переосмыслял их, ориентируясь на собственные ощущения. Поднялся сам, потом поднял еще несколько человек. Сейчас подобные индивидуальные занятия, если просят, Марат Ильясов проводит онлайн.

Как спортивному тренажеру попасть в список медицинских изобретений

В 2013 году Марат Ильясов пошел учиться в Казанский государственный медицинский университет по специальности «Социальная работа». Специальность вроде не медицинская, больше про работу с людьми с инвалидностью, но общий курс анатомии, физиологии и других медицинских дисциплин он освоил все равно. А собственный реабилитационный центр, уже официальный, открыл в 2019 году. В промежутке была работа по сертификации тренажеров.

«Сначала нужно было найти деньги, чтобы тренажеры изготовили на заводе. Пришлось в 2018 году подавать заявку на грант. И тут началось: в Татарстане подходящего завода поначалу не нашлось, зато он нашелся в соседнем Башкортостане. К 2019 году сделали партию в пять тренажеров», — вспоминает создатель центра «Я смогу».

Первоначально тренажеры проходили по документам не как «лечебные, для реабилитации», а как «спортивные, для занятий инвалидов», поэтому на них получили самые простые сертификаты соответствия. В таком сертификате сказано, что тренажеры сделаны из материалов, которые не представляют вреда для человека. Для получения такого сертификата нужно послать пакет документов и заплатить взнос в сертифицирующие органы.

Фото предоставлено организацией «Я смогу»

Параллельно Марат Ильясов получил для центра лицензию на медицинскую деятельность. Для этого на работу в центр на четверть ставки приняли специалиста по ЛФК, терапевта и невролога. Теперь врачи принимают в центре один-два раза в неделю и иногда следят за занятиями.

Сам руководитель центра отучился в Казани на инструктора по адаптивной физкультуре. Еще нужно было получить массу подтверждений из разных инстанций: например, о том, что у центра есть пожарный выход, пандус для колясок и туалет, оборудованный для людей с инвалидностью.

Дело очень сильно ускорилось, когда удалось пригласить в центр главу республики Рустама Минниханова. После этого центру сразу выделили помещение побольше, а еще начался процесс медицинской сертификации тренажеров.

В центр приехала команда реабилитологов, партии тренажеров разослали на апробацию в разные медицинские центры республики и в Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова (Пироговский центр) в Москве. В 2022 году выпустили партию тренажеров с учетом замечаний реабилитологов. В 2023 году «тренажеры Ильясова» прошли медицинскую регистрацию в Росздравнадзоре.

«На самом деле в мире существует и работает очень много оборудования, которое не сертифицировано как медицинское изделие. По сути регистрационное удостоверение нужно, если ты собираешься оборудованием торговать. Без него ни один медицинский центр оборудование у тебя не купит. Но регистрировать что-то сразу — это нужно иметь очень много денег. И потом мне не торговать, мне главное — людям помочь», — говорит Марат Ильясов.

Изобретатель добавляет, что гарантирует эффективность своих медицинских изобретений, потому что все оборудование тестировал на себе. Кроме того, в центре учли замечания реабилитологов, которые касались безопасности.

«Учесть абсолютно все замечания, к сожалению, не позволили особенности технологии производства. Врачи же не инженеры, не все, что они заказывают, можно выполнить физически», — поясняет создатель центра «Я смогу».

Как проходит сертификация авторских тренажеров

Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Минздрава Республики Татарстан, руководитель лечебно-реабилитационного центра ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7 имени М.Н. Садыкова» города Казани Резеда Бодрова рассказала АСИ, что апробация тренажеров Марата Ильясова происходила по обычной схеме сертификации медицинского оборудования. Самые простые тренажеры, которые не были абсолютно новыми в разработке, и стандартные аппараты испытывали в клинике.

Более сложные тренажеры отправили в Пироговский центр, где их оценивала группа под руководством профессора Вадима Даминова. После предварительного одобрения центром эти тренажеры поставили в лечебные учреждения Республики Татарстан.

«К моменту подачи заявки на медицинскую сертификацию у Марата Ильясова уже было образование инструктора-методиста по адаптивной физкультуре и спорту. Но могу сказать, что примерно треть медицинских изобретений делают люди без медицинского образования. В случае с тренажерами — это часто совместная работа, когда медики консультируют инженеров», — комментирует Резеда Бодрова.

Эксперт поясняет, что когда кто-то заявляет об изобретении нового медицинского оборудования, формируется комиссия экспертов-специалистов, которые дают заключение, насколько новая модель безопасна, результативна и может быть использована на практике. Далее проходят испытания на группе пациентов. Если все этапы пройдены успешно, то подается заявление на регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

«Могу сказать, что после регистрации тренажеров Ильясова к сегодняшнему дню реабилитацию с их помощью в Республике Татарстан прошли больше двух сотен пациентов. Отличительная особенность этих тренажеров — их безопасность. На этих тренажерах легко работать. У нас нет сведений о том, что у кого-то из пациентов после занятий на этом оборудовании были осложнения, также не было случаев неправильной эксплуатации», — замечает Резеда Бодрова.

Реабилитационный центр: стационарный и на колесах

Сегодня работа Марата Ильясова — это оздоровительный центр «Я смогу» в городе Бавлы в Татарстане, в котором люди с нарушением подвижности могут использовать 12 видов авторских тренажеров. В центре ежедневно занимаются 20–25 человек — люди с травмами спины и головы, с ДЦП, после ранений и инсультов.

Все занятия в центре проходят бесплатно. Арендную плату и коммунальные услуги центру оплачивает казанский благотворительный фонд «Благодарение», зарплату специалистам платит БФ «Татнефть», ежемесячную спонсорскую поддержку оказывает ООО НПФ «Пакер». Разные проекты в центре реализуют за счет грантов.

Тренажеры Ильясова производят два завода: один в Татарстане и один в Башкортостане, они есть в продаже.

Кроме того, с 2024 года в Татарстане работает передвижной реабилитационный центр. Тренажеры поставили в прицеп и перевозят между разными селами Татарстана. На них занимаются не только люди с травмами спины, но люди после инсульта и пожилые.

Фото предоставлено организацией «Я смогу»

В самом центре по специальности работают бывшие пациенты автора медицинских изобретений из Татарстана — парикмахер и преподаватель 3D–моделирования. Недавно благоустроили территорию вокруг центра — теперь там клумбы с цветами и дорожки с лавочками. В 2024 году команда специалистов центра ездила в Москву осваивать методику реабилитации «Экзарта» — растягивание собственным весом на веревках с подвесами.

«По статистике, в физической реабилитации в России нуждается 6–8% населения, около 12 миллионов человек. Не могу сказать, что мои тренажеры совершенны и что они помогают во всех случаях. Где-то помогает одна методика, где-то другая. Тренажеры мы дорабатываем и будем еще это делать. Предела совершенству нет», — рассуждает Марат Ильясов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике