Хроника
Организатор круглого стола — Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора. Дискуссию модерировала председатель комиссии и директор АСИ Елена Тополева-Солдунова, которая и рассказала про основные вехи в развитии российского некоммерческого сектора.
Так, в 1991 году понятие «НКО» было закреплено в российском законодательстве, а уже в 1993 году принята Конституция РФ, в которой говорилось о свободе деятельности общественных объединений и праве граждан на объединение.
Что касается СО НКО — определение появилось многим позже, только в 2010 году в статье 2 Закона об НКО. Тогда же в 53 субъектах РФ принимаются региональные программы поддержки СО НКО общим объемом финансирования больше трех миллиардов рублей.
Дарья Милославская, председатель совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество», напомнила о существовавших тогда только девяти видах деятельности СО НКО, отметив, что далеко не все НКО могут быть социально ориентированными. Со временем этот список пополнялся, и на сегодняшний день в нем 20 пунктов. Полный список видов деятельности указан в статье 31.1 Федерального закона РФ.
В 2012 году СО НКО становятся важным адресатом государственной поддержки. В 2017 году создан Фонд президентских грантов, в 2021-м — Президентский фонд культурных инициатив, в 2025-м — Президентский фонд природы.
В 2013 году начал формироваться процесс передачи СО НКО части функций по оказанию социальных услуг. Через два года, в 2015 году, эта норма становится закреплена законодательно.
В 2018 году ОП РФ начала реализовывать проект «Регион-НКО», который в 2020 году трансформировался в рейтинг регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора.
В 2021 году СО НКО были включены в круг субъектов, получающих господдержку в период пандемии, а в 2022 году был принят закон, направленный на сохранение целевых капиталов НКО в условиях санкционного давления.
Всего с 2010 года в закон о некоммерческих организациях было внесено 14 поправок, касающихся социально ориентированных некоммерческих организаций. По словам Дарьи Милославской, это очень мало.
Как планируется осуществлять государственную поддержку СО НКО
В 2022 году появилась методика оценки вклада третьего сектора в ВВП, рассказала Елена Иваницкая, заместитель директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития РФ. По последним оценкам, вклад в ВВП составляет 1,65% (в 2023 году).
«Пожертвования юридических лиц значительно выросли: с 10,4 млрд рублей в 2020 году до 90,8 млрд рублей в 2023-м. Статистика за три квартала 2024 года показала 65 млрд рублей, то есть я уверена, что мы будем примерно в таких же пределах [как и в 2023 году]. Количество жертвующих граждан мы оцениваем по числу тех, кто сдает свои налоговые декларации и указывает в них свои пожертвования. В 2020 году их было 11,3 тысячи граждан, в 2023-м — 16,4 тысячи», — рассказывает Иваницкая.
Реализованные инициативы в 2023–2024 годах
- Расширен перечень видов деятельности СО НКО.
- Отменен НДФЛ по грантам физическим лицам.
- Продлен период пользования пониженными тарифами страховых взносов.
- Усовершенствована работа фондов целевого капитала.
- Введены требования к состоянию здоровья волонтеров в определенных сферах волонтерской деятельности.
Ключевые задачи на сегодня
- Сохранение пониженных тарифов для СО НКО на постоянной основе.
- Освобождение от обложения НДС операций по передаче товаров благотворительным организациям.
- Упрощение отчетности для СО НКО.
- Разработка упрощенного порядка вычета за пожертвования в СО НКО.
- Разработка механизма государственно-благотворительного партнерства.
- Формирование реестра Фондов целевого капитала.
- Актуализация концепций благотворительности и добровольчества.
Как все начиналось
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Мерсиянова рассказала, что в 2010 году 39% руководителей НКО ничего не знали о СО НКО, тем более о принятии ФЗ об их поддержке.
Однако с годами все большее количество НКО говорят, что считают себя социально ориентированными — по данным мониторинга ВШЭ, около 95% опрашиваемых.
С одной стороны, по мнению Мерсияновой, это значит, что СО НКО — институт, к которому хочется быть причастным. С другой стороны, отмечает Милославская, желание быть причастным может быть вызвано тем, что после пополнения списка видов деятельности в статье 31.1 практически исчезла грань между обычными НКО и СО НКО. По мнению юриста, необходимо уточнить определение СО НКО. Член президиума Совета по правам человека при президенте и директор Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ Светлана Маковецкая отмечает, что крайне важно сохранить «широкий вход», то есть позволить НКО считать себя СО НКО, но при получении любого вида поддержки проводить их верификацию.
В 2012 году опрошенные руководители НКО считали, что последовательной государственной политики в отношении общественных и некоммерческих организаций не существует (33%). О том, что она все же существует, заявляли лишь 20% респондентов.
К 2023 году ситуация кардинально изменилась. Теперь тех, кто не верит в существование последовательной политики, стало на 22% меньше, то есть 11%. А вот число тех, кто видит результаты работы государства, выросло с 20% в 2012 году до 36% в 2023 году.
Минюст и электронная отчетность
Светлана Кузнецова, директор департамента законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Минюста России, высказалась по поводу вопроса, который беспокоит многих, — это электронная отчетность для всех некоммерческих организаций.
«Мы получили большую поддержку от некоммерческого сектора, более 950 организаций прошли апробацию возможности подачи отчетности в электронном виде. Они давали нам обратную связь, и мы дорабатывали систему», — поблагодарила Кузнецова.
В этом году сложности при заполнении информации на сайте могли возникнуть из-за того, что НКО заполняли старую форму отчетности, объяснила Светлана. Но для тех, кто прошел этот квест, есть бонус: все внесенные данные будут автоматически включены в новую форму.
Кузнецова добавила, что, несмотря на возможность сдавать отчетность, как прежде, в бумажном виде, более 50% коренных малочисленных народов сдавали отчетность в электронном виде.
Как помочь некоммерческим организациям
Несколько советов от Светланы Маковецкой
- Создать зеленый коридор для «микро-НКО».
- Снизить административный барьер, выйти на упрощенный режим администрирования.
- Расширить доступ к бюджетным и внебюджетным ресурсам.
- Важно научить банки работать с НКО.
- Должны появиться социальные кредиты для НКО.