Ведение коммерческой деятельности – один из способов для НКО найти новый источник финансирования. Такой подход к работе благотворительных фондов не является некорректным или неэтичным, поскольку полученная прибыль позволяет им быть экономически стабильными и продолжать выполнять свои основные задачи на более уверенных позициях. В частности, НКО могут извлекать выгоду из собственной экспертизы и делиться опытом с коллегами, волонтерами и подопечными.
Зачем НКО проводить платные образовательные курсы
Главная цель любой некоммерческой организации – оказать своим подопечным необходимую помощь на безвозмездной основе. Однако не всегда у фонда есть такая возможность. Бывают обстоятельства, когда брать плату за предоставление своих услуг жизненно важно, чтобы организация могла делиться полученным опытом и оплачивать работу команды. С такой необходимостью столкнулся благотворительный фонд из Екатеринбурга «Я особенный», который с 2014 года помогает детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). С 2020 года при организации действует онлайн-проект «Школа “Я особенный”», который предоставляет образовательные программы родителям детей с РАС и специалистам по работе с ними.
«Основная деятельность фонда – социальное обслуживание, – говорит Анастасия Муравьева, руководитель школы “Я особенный”. – Конечно, для Свердловской области, где находится наша организация, мы стараемся предоставлять поддержку бесплатно: семьи могут получить ее по документу ИППСУ, который выдает соцзащита (индивидуальная программа предоставления социальных услуг. – Прим. АСИ)».
По ее словам, помощь фонда нужна и в других регионах, однако там их НКО не является поставщиком социальных услуг, а потому не может оказывать подобную поддержку бесплатно.
«Так что мы установили минимальную стоимость, за которую опытные АВА-кураторы (специалисты, которые проводят коррекционную работу по методу Applied Behavior Analysis. – Прим. АСИ) могут проводить обучение, и теперь реализуем онлайн-курсы на платной основе для других регионов России, – объясняет Анастасия Муравьева.
При этом нельзя сказать, что фонд зарабатывает большие деньги на такой деятельности, добавляет она. Вырученные средства идут на оплату работы кураторов, предоставление обратной связи и рекомендаций родителям детей с РАС, разбор и анализ их кейсов.
«Основная аудитория онлайн-школы – это семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, и педагоги, которые хотят повысить свою квалификацию и получить знания в области АВА. Но чаще всего учатся родители, и наши курсы адаптированы под них. Мы знаем, что мамам, папам и другим родственникам может быть трудно разобраться в тонкостях прикладного анализа поведения и коррекции вообще. Мы понимаем, что родители – не педагоги, но помочь своему ребенку им жизненно необходимо», – рассказывает представитель фонда.
Иногда создание курсов на платной основе дает возможность руководителю проекта просто не выгореть и продолжать работу в благотворительной организации. Личной историей с АСИ поделилась основательница фонда «Спина бифида» Инна Инюшкина.

«На седьмой год работы фонда я оказалась в экзистенциальном кризисе: процессы отлажены, все отлично работает, помощь предоставляется, но воспринимаешь все как рутину… Меня даже посещали мысли уйти из сферы благотворительности в коммерцию. Но, поговорив с несколькими значимыми людьми, я поняла, что тот опыт, которым я обладаю, очень важен для некоммерческого сектора в целом. К тому моменту, помимо всего прочего, я уже много лет занималась фандрайзингом. Так меня посетила мысль о создании обучающего курса по фандрайзингу для молодых и региональных фондов».
Фото: Unsplaxh
По словам Инны Инюшкиной, на этом проекте фонд особо не зарабатывает, однако лично для нее и ее команды такой вид деятельности все же является дополнительным источником заработка.
«Как только мы открыли набор на курс, поступило более 100 заявок на обучение. В этот момент я поняла, что тема эта действительно важная и необходимая для сектора. Его целевая аудитория – директора и фандрайзеры молодых, небольших или региональных фондов», – рассказывает собеседница АСИ.
Как НКО разработать свои курсы
По словам Анастасии Муравьевой, собственные курсы нужны фонду, если у него накоплен большой опыт и знания, которыми можно делиться, и у аудитории есть потребность в обучении. В таком случае стоит подумать, в какой нише организация имеет больше всего опыта и какими знаниями может поделиться. Чтобы это понять, она советует ответить на вопросы: «Почему вы хотите создать курсы и каких целей собираетесь достичь?», «Чего не хватает на рынке и что востребовано у аудитории, которой помогает фонд?». Тогда, по словам Муравьевой, можно составлять план работы. Важно, отмечает она, чтобы курсы не просто помогали аудитории, но и отличали фонд от уже существующих проектов.
«Мы разрабатывали учебный план и задания совместно с поведенческим аналитиком с опытом более 10 лет. А также опирались на мнение родителей и существующие в России образовательные стандарты: курсы проводятся в рамках лицензии на образовательную деятельность. Сопутствующие требования тоже нужно учитывать», – рассказывает руководитель «Школы “Я особенный”».
Что касается вложений на начальном этапе, то тут все индивидуально, считает она. «Если команда хочет, чтобы курс для нее сделали с нуля под ключ, это одна история. А если фонд располагает специалистами внутри команды, как это было в нашем случае, то другая. Наши затраты окупились в первый год», – говорит Анастасия Муравьева.
Фото: Unsplash

По словам Инны Инюшкиной, ей для запуска курсов по фандрайзингу финансовые вложения не понадобились. «Если не говорить про интеллектуальные, конечно, – уточняет она. – Партнерами проекта стала компания „Мед.студио“, которая предоставила нам студию и специалистов pro bono. За месяц мы создали 12 лекций в профессиональной записи».
Может получиться и так, что часть затрат, которые были запланированы на этапе обсуждения, не понадобятся, и вместо этого придется вкладывать во что-то другое, говорит Анастасия Муравьева. Поэтому она рекомендует запустить тестовый поток курсов. Так будет проще понять, что «заходит» аудитории и что следует доработать. А чтобы привлечь больше клиентов, Муравьева советует по возможности разработать несколько продуктов.
«Вполне возможно, что сначала человек приобретает небольшой курс, чтобы просто познакомиться с организацией. После этого ему проще понять, хочет ли он дальше углубляться в тему и изучать материалы организации. В нашем случае, как правило, хочет», – заключает руководитель «Школы “Я особенный”».
Как рассчитать стоимость и продолжительность курсов
По словам Инны Инюшкиной, для команды благотворительного фонда это может оказаться непростой задачей, поскольку сотрудники НКО привыкли к тому, что предоставляют благополучателям бесплатные услуги.
«Но если мы говорим про курс для фандрайзеров, то фандрайзеры – это люди, которые должны уметь привлекать ресурсы. И найти 49 тысяч рублей на четырехмесячное обучение с куратором – это как выполнить первое тестовое задание», – говорит она.
Прежде всего надо изучить конкурентов и понять для себя, на аудиторию с каким доходом рассчитан будущий продукт, поясняет Анастасия Муравьева. Затем – рассчитать, сколько нужно заплатить специалистам, которые будут работать над созданием курсов. Например, методисту, преподавателям, SMM-менеджеру и другим.
«Грубо говоря, надо прикинуть, сколько нужно зарабатывать в месяц, чтобы покрывать расходы, платить специалистам и при этом извлекать прибыль», – объясняет она.
Что касается системы скидок, то «Школа “Я особенный”» высказывается «за».
«Во-первых, мы работаем с заведомо уязвимой аудиторией (родители детей-инвалидов), во-вторых, в нашем случае это работающий механизм. Но понять это можно только на практике».
На вопрос о том, как часто нужно проводить такие курсы, обе собеседницы АСИ отвечают: так часто, сколько этого требует аудитория и насколько у организации хватает ресурсов.
Как фонду продвигать образовательные программы
В этом вопросе подход двух фондов сильно различается. По словам Инны Инюшкиной, клиенты приходят сами. Для этого она выступает на конференциях, где делится своим опытом.
«После этого очень часто подходят люди и записываются на курс», – рассказывает основательница фонда «Спина бифида».
По словам руководителя «Школы “Я особенный”» Анастасии Муравьевой, их организация использует все каналы продвижения, которые им доступны.

«Мы ведем соцсети, каналы в Дзене и на YouTube, делаем рассылки по электронной почте и WhatsApp. На YouTube и в соцсетях проводим вебинары по развитию и обучению детей с РАС, разбираем вопросы от родителей и педагогов. Мы не столько „продаем“, сколько даем полезные рекомендации и разбираем конкретные кейсы. А еще делимся бесплатными образовательными материалами».
В рамках продвижения бесплатных курсов Инна Инюшкина делится следующим лайфхаком:
«Некоторые курсы важны в рамках проведенных проектов. Например, в процессе реализации спортивного проекта по развитию адаптивного спорта в стране и проведению восьми региональных спортивных фестивалей параллельно мы запускаем курсы для спортивных тренеров и инструкторов».
Не менее важным Анастасия Муравьева считает формирование сообщества внутри аудитории фонда.
«Родителям особенных детей часто не хватает поддержки и понимающего человека рядом, с кем можно было бы поделиться сокровенным. Поэтому мы проводим конкурсы и акции для мам и пап, где они могут написать о своих семьях и детях, приложить фото и видео к историям, а главное – рассказать о себе и своих хобби».
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.