Новости
Новости
20.05.2025
19.05.2025
16.05.2025
18+
Статьи

Кто развивает экологическое предпринимательство в Байкальском регионе

В 1999 году в России был принят закон «Об охране озера Байкал».

Фото предоставлено фондом «Возрождение земли сибирской»

С появлением закона Байкал и его берега получили статус охраняемой природной территории: это защищало озеро от проектов вроде прокладки нефтепровода. Вместе с тем местным жителям, которые имели здесь дома и дачи, собирали ягоды на берегах и ловили рыбу в озере, нужно было учиться жить в новых юридических реалиях. Кроме того, в 2008 году в Байкальске приостановил работу, а в 2013 году совсем закрылся целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) — предприятие, которое для города с населением в 13 тысяч человек было градообразующим. Тогда же у одного из местных фондов появилась идея развивать в Байкальском регионе экологическое предпринимательство.

Школа для начинающих бизнесменов

Без БЦБК в Байкальске не было работы, а ездить в Иркутск местные жители не могли — это четыре часа дороги в один конец. Нужно было организовывать в регионе новые рабочие места, решая при этом экологические проблемы. Тогда у Елены Твороговой, которая на тот момент была руководителем иркутского фонда «Возрождение земли сибирской», появилась идея запустить большой обучающий проект — Школу экологического предпринимательства (ШЭПР).

Незадолго до этого руководитель НКО познакомилась с Евгением Дубровиным — основателем школы социального предпринимательства «Новотерра» в Новосибирске. В 2010-е годы в школе учили основам бизнес-проектирования, осмысляя зарубежные образовательные методологии и программы бизнес-школ.

Елена Творогова. Фото предоставлено фондом «Возрождение земли сибирской»

Новосибирский проект стал сотрудничать с иркутским фондом. В Байкальском регионе школа социального предпринимательства стала ориентироваться на экологическую тематику — чтобы помогать развивать территории без ущерба для природы. Первая сессия ШЭПР прошла в Байкальске в 2012 году, со временем сессии стали проходить регулярно по два раза в год. Как замечает нынешний президент фонда «Возрождение земли сибирской» Наталья Мартынова, школа возникла «в нужное время и в нужном месте».

В ШЭПР нет общих лекций об основах предпринимательства, законодательстве и тому подобном. С момента основания школа работает в формате интенсивов, куда участники приходят со своими идеями и за четверо суток работы с коллегами и экспертами пытаются понять, можно ли развить имеющийся замысел в полноценный стартап. Иногда оказывается, что конкретная идея как бизнес-проект работать не сможет, но в любом случае участники получают знания и опыт. После интенсива у них остаются связи в местном бизнес-сообществе.

«На ШЭПР лучше приезжать не единожды, — уточняет соорганизатор школы Ксения Попова. — Было так: в первый раз ребята приехали с проектом, на второй — сверили детали. В третий раз привозят уже команду сотрудников и говорят: “Нигде больше невозможно за четыре дня так прокачать команду по ценностям”».

Экологическое предпринимательство в Иркутской области

С 2012 года в ШЭПР успели поучаствовать команды из Иркутска, Бурятии, Томской области, Красноярского края, Камчатки, Москвы и даже из Монголии.

На настоящий момент благодаря школе действует 35 социальных предприятий. По большей части это локальные бизнесы экологической тематики: изготовление украшений из пластиковых отходов, несколько социальных магазинов и мастерских по переделке одежды, магазин шоколада, магазин байкальских сувениров, марка фермерских молочных продуктов.

Фото предоставлено фондом «Возрождение земли сибирской»

Как пояснил Евгений Дубровин, небольшое количество сложившихся бизнесов связано с тем, что часто в процессе обсуждения идей участники ШЭПР понимали, что задуманное ими предприятие не сможет работать или быть эффективным.

«Я помню участников, которые приезжали на сессии, что называется, “прощупать” регион, понять, можно ли вообще вести бизнес в Иркутской области. Потом, трезво оценив свои силы, люди открывались не в Иркутске, а где-нибудь в Крыму», — делится эксперт.

К тому же бизнес, по словам Евгения Дубровина, имеет свой жизненный цикл. По словам эксперта, обычно это пять-шесть лет, дальше маленькое предприятие либо умирает, либо его надо пересобирать заново.

«В ШЭПР были задумки, которые очень активно начинались, но постепенно выяснялось, что их проведение связано с большими коммерческими рисками, — говорит Евгений Дубровин. — Например, фанат велосипедных гонок Евгений Гришкевич запустил на Ольхоне Baikal Bike Trophy. Гонка проходила в 2012–2015 годах, но со временем оказалось, что делать на Байкале регулярное мероприятие такого уровня сложно. Увы, на берегах озера случаются природные пожары».

Эксперт ШЭПР пояснил, что в случае пожаров мероприятие отменяют, однако не все гостиницы готовы возвращать спортсменам полную оплату за бронь номеров. К тому же на момент проведения Baikal Bike Trophy не хватало инфраструктуры. В итоге проект велогонок Евгений Гришкевич свернул и сейчас занимается природной косметикой «Вдохновение» вместе с Серафимой Тужилиной, с которой познакомился в ШЭПР.

Формирование экологического мышления

Ксения Попова много лет занималась общественным питанием и утверждает, что ШЭПР подарила ей много новых бизнес-идей.

«Было так: смотришь, приехали на школу ребята с проектом энергосбережения. Вкручиваешь всюду у себя энергосберегающие лампочки и понимаешь — выгодно. Потом приезжает кто-то с проектом экологичной утилизации отходов — его тоже берешь на заметку», — признается соорганизатор ШЭПР.

В конце концов, по словам Ксении Поповой, ее кейтеринг работал только на стеклянной посуде, без использования одноразового пластика, который в Иркутске невозможно грамотно переработать.

«ШЭПР не похож на другие бизнес-школы, — отмечает резидент ШЭПР Мария Кузнецова. — Обычные бизнес-школы чаще всего про бизнес, извлечение прибыли. А ШЭПР — про ценности. Вот и получается, что в школе учат в первую очередь проектному мышлению, а лучше всего это применимо к социальным проектам».

В ШЭПР Мария Кузнецова изучала экологическое предпринимательство, чтобы организовать экологическую усадьбу. Ее отец, биолог Виктор Кузнецов, занимался экологическим земледелием и разведением пчел. Дочери стало интересно, можно ли развить их подсобное хозяйство как проект.

«Отца больше интересовала научная сторона: как скрестить пчел, как строить помещения, чтобы хранить ульи зимой. На Байкале вести сельское хозяйство непросто: летом сильные ветра, а зимой температура достигает иногда почти минус 50 градусов. Тем не менее папа научился выращивать здесь без укрытия даже виноград. А я больше занималась тем, как продукты нашего подсобного хозяйства продавать», — рассказывает Мария Кузнецова.

Вскоре у женщины появился собственный бизнес. Он вырос из занятий в школе, но официально проектом ШЭПР не был. В какой-то момент Мария Кузнецова придумала упаковывать мед, который собирал ее отец, в небольшие глиняные горшочки. Так в Иркутске появилась гончарная мастерская «Ноа-студия».

Когда Виктор Кузнецов умер, его дочь продала студию одной из своих сотрудниц и уехала из Иркутска. Подсобным хозяйством после отца занялись братья Марии Кузнецовой. Она сама сейчас путешествует, консультирует предприятия по основам проектной деятельности и занимается творчеством. В ноябре 2024 года Мария Кузнецова вместе с фондом «Возрождение земли сибирской» провела сессию ШЭПР на Камчатке.

Формирование сообщества

Ксения Попова уверена: на самом деле проектов, которые обязаны своим возникновением ШЭПР, гораздо больше, чем в отчетах.

«У нас не стояла задача упаковывать и производить проекты, — говорит соорганизатор школы. — Стояла задача привить жителям Иркутска и Байкальска предпринимательское мышление. Проекты, которые сейчас проходят по отчетам, на виду.

Но, кроме них, есть еще множество местных жителей, которые занимаются своим мелким подсобным хозяйством. Вы никогда не увидите их на крупном рынке или среди брендов. Но они были на сессиях и после этого стали действовать гораздо более уверенно. И идеи бережного отношения к окружающей среде с тех пор у нас прочно ушли в народ».

По словам предпринимательницы, несколько сотен людей, которые в разные годы осваивали экологическое предпринимательство в ШЭПР, не просто поддерживают связи, они участвуют в других проектах фонда «Возрождение земли сибирской». Так, благодаря ШЭПР в регионе сформировалось сообщество людей, которые разговаривают на одном языке.

«Иркутская область — один из самых активных регионов по количеству заявок в Фонд президентских грантов, — говорит Ксения Попова. — И это тоже ученики ШЭПР».

В феврале 2025 года основатель и многолетний руководитель фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова умерла. Ее соратники вынуждены были срочно решать, как продолжать работу.

«Нам звонили люди и просили: продолжайте сессии в школе. Они очень нужны», — отметила Ксения Попова.

Сейчас организаторы проекта сверяют дальнейшие планы, но работать ШЭПР точно будет.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике