VII Научно-практическая конференция с международным участием «Междисциплинарный подход к абилитации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья» проходила в Московском институте психоанализа 15–16 мая. Во второй день конференции параллельно с пленарным заседанием состоялся студенческий форум-фестиваль инклюзивных практик «Отменяя границы».
Ярослава Важова получила художественное образование, но работать в этой сфере не стала, пошла учиться на психолога. «Художественные навыки тоже хотелось куда-то применить, — рассказывает она, — и я начала преподавать детям с инвалидностью. У меня мать — нейропсихолог, поэтому я всю жизнь сталкиваюсь с нейроотличиями и вижу, что у людей может что-то идти по-другому. Через нее я находила тех, кто хочет заниматься». Так в жизни Ярославы появилось волонтерство.
А потом она попала в Школу инклюзивного волонтера культуры Центра толерантности. «Там об инвалидности нам рассказывали сами люди с инвалидностью. И тогда у меня в голове все сложилось.
Мы можем много и складно рассуждать об инклюзии, ссылаться на источники и исследования, но зачем, если может прийти и объяснить, как ему будет лучше, человек, имеющий опыт жизни с теми или иными особыми потребностями?» — продолжает Ярослава Важова.

Рассказывая одногруппникам о личном опыте волонтерства и об инклюзии, студентка поняла, что многим тема интересна, и решила: в институте нужно провести что-то похожее.
Теперь вспоминает: «Первый раз делать фестиваль было очень страшно — как я, просто студентка, буду писать в серьезные организации и кого-то звать у нас выступить: ”Придите ко мне, пожалуйста, расскажите”? Но для меня это стало просто идеей фикс».
И эту идею в Московском институте психоанализа поддержали.
Ярослава Важова. Фото: АСИ
«У нас учится много людей с ограниченными возможностями здоровья, мы создаем здесь инфраструктуру, чтобы им было удобно, стараемся привлекать их в наше пространство, — говорит Алексей Аверьянов, проректор по социальной работе МИП. — Вопросы инклюзии у нас обсуждаются постоянно, буллинга или каких-то эксцессов нет, наши студенты все понимают. Но тем не менее, если смотреть шире, проблема в обществе есть и будет и нам точно есть куда расти».
Самое первое выступление на форуме-фестивале «Отменяя границы» посвящено именно тому, как быстро и незаметно может быть пройден путь от справедливости к дискриминации. И это касается не только людей с инвалидностью, но и всех, кто в чем-то отличается от других.
«Сначала мы видим ярлык вместо человека. Дальше у нас в голове возникает негативный стереотип: больной, опасный. На его основе появляются негативные ожидания: заразит, навредит, — рассказывает Анна Макарчук, директор Центра толерантности. — Это все могут быть только мысли, о которых никто даже не узнает. Но рано или поздно они проявятся в каких-то дискриминационных действиях: мы будем отстраняться от человека с ярлыком, не будем брать его на работу, а детей лучше к батарее прикуем, чем они будут с ним общаться. Наше поведение обусловлено процессами, происходящими у нас в голове. На самом деле все уже случилось, когда мы заменили человека ярлыком. И это выбор каждого из нас, делать этот первый шаг или нет».
Ярлыки — скучные, а люди — разные и очень интересные, видят участники фестиваля «Отменяя границы». Здесь приглашенные спикеры делятся личным опытом жизни со слепотой, глухотой, невозможностью передвигаться без инвалидной коляски, ментальным расстройством. А слушатели могут задавать любые интересующие их вопросы, пусть даже кажущиеся глупыми.
Среди участников в этом году Гоша Малофеев. Ему 23, шесть лет назад узнал о своем положительном ВИЧ-статусе. Он ведет блог, открыто рассказывает о жизни с вирусом, опровергает существующие мифы и не скрывает, что заразился потому, что рано и легкомысленно начал вести половую жизнь. Девушка из зала, почти его ровесница, признается: «У меня пока не было такого опыта, но я всегда очень боялась заразиться через грязь». И спикер без тени иронии в очередной раз повторяет, какие варианты передачи вируса иммунодефицита человека реальны, а какие — только страхи и фантазии.
В этом суть — чтобы люди с разным жизненным багажом, возможностями, потребностями и представлениями могли увидеть и услышать друг друга.
«Каждый может оказаться ”не таким, как все”, это работает в обе стороны. Сломал ногу — и ты уже имеешь ограничения в передвижении. Или если я приду куда-то, где говорят на жестовом языке, то там в меня можно тыкать пальцем: ”Ты что, не понимаешь?!” — говорит Ярослава Важова. — Мы должны учиться примерять на себя то, что чувствует другой. Так проще осознать, что все мы в чем-то ”не такие”, постараться понять и принять других. Инклюзия — это попытка сделать дом для всех, где всем можно быть».
В течение дня слушатели в аудитории меняются — кто-то уходит, кто-то приходит, кто-то постарался послушать почти все. По словам преподавателей, у некоторых студентов стоял вопрос, идти на фестиваль или на лекции. «С одной стороны, тут чистая прагматика: конец года, многие рассчитывают проявить себя на последних занятиях и получить зачет автоматом, — говорит Алексей Аверьянов. — С другой, приглашая на фестиваль, мы сталкиваемся с тем, что молодежь считает: ”Ну что мы там не видели?” Сам я уверен, что встречи с разными людьми в любом случае обогащают. Но мы ведь не можем вести студентов на форум по толерантности, будучи сами нетолерантными к их мнению. И в то же время я знаю: кто доходит до этого события, остаются довольны».
С художницей на коляске Сашей Тищенко Ярослава Важова познакомилась, когда как волонтер проводила занятия для подопечных одного московского фонда. Стали общаться, и год назад студентка пригласила Сашу на фестиваль. Свои работы особая художница уже второй год выставляет на небольшой ярмарке, которая проходит параллельно с фестивалем и конференцией в МИПе.

«В прошлом году Саша произвела очень большое впечатление. Студенты потом делились, что ловили себя в моменте, когда и коляска, и то, что она сложно не очень понятно говорит, — все это ушло на второй план, а они с ней просто болтают. То есть стерлась эта граница стереотипа», — рассказывает Ярослава.
Саша Тищенко. Фото: АСИ
Студентка признается, что организация фестиваля отнимает у нее много сил и ресурсов, но в следующем году все же планирует провести его в третий раз. «Потому что здесь наступает такое мгновение, когда все мы, пусть даже на секундочку, действительно можем почувствовать, как становимся равными. И это нормально. Так и должно быть».