Текст подготовлен по следам заседания Координационного совета по повышению социальной эффективности медиаиндустрии и ее взаимодействию с институтами гражданского общества, которое прошло 24 июня в Общественной палате РФ. Полную видеозапись заседания можно посмотреть по ссылке.
Во вступительном слове Мария Мокина, заместитель директора Форума Доноров, рассказала, что во времена, когда она работала на телевидении, тему инклюзии в кино не понимали и не принимали. «Сейчас же появление в кадре людей с ограниченными возможностями здоровья — норма», — говорит Мокина.
Шаги в инклюзию
Проект «Инклюзия в кино»
Так, например, в прошлом году кинорежиссер Юлия Сапонова представила свой проект «Инклюзия в кино». Проект готовит актеров с синдромом Дауна (и не только) к работе на всех этапах — от сценария и до промокампании, помогает профессионалам индустрии находить и интегрировать таких актеров, а также проводит консультации и создает безоценочную среду.
«Сейчас интеграция людей с особенностями в киносферу точечная, но эту систему абсолютно точно можно расширить, создав алгоритмы, которые будут соединять актеров и производственные компании. Мы убеждены, что отношение киносообщества к инклюзии напрямую зависит от личного опыта каждого конкретного человека. Важно, чтобы люди из индустрии хотя бы просто встречались с людьми с инвалидностью, чтобы могли увидеть в них личностей», — считает Сапонова.
Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»
Фильмы, представляемые на кинофестивале из года в год, не только рассказывают о жизни людей с инвалидностью, но и наглядно демонстрируют их потенциальные возможности и разнообразие интересов. Проводится фестиваль с 2002 года Региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива». В 2025 году кинофестиваль пройдет с 7 по 10 ноября в Москве.
Город «Дружба»
Ольга Зубкова, основатель международного кинофестиваля «ЛАМПА», несколько лет назад создала инклюзивный кинолагерь «Дружный». Это программа для детей и подростков с разными способностями и потребностями, которая нацелена на развитие эмоционального интеллекта у ее участников. А еще все туры программы тесно связаны с киноиндустрией — в лагере дети снимают кино.
«Когда мы желаем детям здоровья, хороших оценок и счастья — мы на самом деле имеем в виду под этим другое пожелание: чтобы они были сильными и справлялись без нас. А чтобы у детей сформировались сила духа и навык стрессоустойчивости, они должны жить в несколько другой среде, нежели они живут. Поэтому в наш лагерь ездят обычные дети и дети с 26 диагнозами — синдром Дауна, ДЦП и так далее. Так мы прокачиваем у каждого из них “мышцу эмпатии”, а еще учим снимать и сниматься», — рассказывает Ольга.
По мнению Зубковой, важно показывать, что взаимодействие совершенно разных детей друг с другом не просто возможно, а является нормой и реальностью. Но чтобы показать это россиянам, нужны специалисты, технологии и дорожные карты для популяризации подобных проектов, считает Ольга.
Инклюзивный киноклуб «(Не)такой как все»
Задача киноклуба — показывать фильмы и мультфильмы про детей и взрослых с особенностями развития и здоровья. С 2014 года проект «Ноль Плюс» проводит в Тюмени Международный фестиваль детского и семейного кино «Ноль Плюс».
За время проведения фестиваля и строгого отбора фильмов по критериям получилась большая коллекция познавательного кино, которое проект структурировал по категориям, темам, видам, продолжительности, возрастам. Среди основных тематик — дружба, приключения, поступки, достижения, сотрудничество и другие.
Все картины представлены на отдельном портале. Доступ к нему можно получить бесплатно — достаточно просто зарегистрироваться.
Нина Добрынченко, руководитель проекта, заявила, что «Ноль Плюс» — это своего рода дистрибьютор инклюзивного контента.

Картины про инклюзию
Все чаще в российском кинематографе начали появляться сериалы, фильмы и мультики, главные герои которых — не совсем такие, как все. Вот некоторые из них.
Фильм Ольги Акатьевой — «Я делаю шаг»
Синопсис: «Парень с дислексией становится учителем литературы в провинциальной школе. Яркая мелодрама о преодолении себя».
Мультфильм Жанны Бекмамбетовой — «Дневник Андрюши»
Синопсис: «Андрюша — храбрый и очень добрый маленький мальчик с синдромом Дауна. В своем дневнике он делится происходящими событиями, считает время до своего дня рождения, рассказывает о друзьях и ситуациях, с которыми сталкивается. Переживая маленькие радости и тревоги, Андрюша остается искренним, честным и любящим мальчиком, который с оптимизмом воспринимает все сложности».
Сериал Александра Домогарова — «Она такая классная»
Синопсис: «Волею судьбы четверка непохожих молодых людей оказывается в одной машине. 27-летний оболтус Артем взялся опекать юного соседа Леню, парня с особенностями развития, а сам мечтает попасть на концерт любимой группы в Москве. Лене же нужно срочно оказаться в Питере, где живет красотка из интернета, в которую он безнадежно влюблен. А подростки Рома и Батя влипли в крупные неприятности и спешат отъехать хоть куда-нибудь… Веселую компанию ждет путь через всю страну, невероятные приключения и шанс ускоренно повзрослеть. Ведь в этом путешествии все, что может пойти не так, пойдет не так».
Директор дивизиона развития некоммерческих организаций Агентства стратегических инициатив Владимир Вайнер считает, что благодаря кино у зрителя меняются предпочтения и установки — за счет того, что меняется и отношение [к субъекту или теме фильма].
«Это позволяет проводить оценку социального воздействия кино. Поэтому еще на стадии синопсиса сценаристам важно думать над тем, что именно они хотят изменить. А как только они это поймут, смогут продумать и инструменты этих изменений», — считает Вайнер.
Реклама как способ нормализации инклюзии
Владлен Заморский, главный управляющий директор Better, директор по устойчивому развитию Okkam, представил данные, согласно которым в 2024 году государство, бизнес и НКО потратили на поддержку повестки устойчивого развития в медиа 33 млрд рублей.
«Потребителям важны инклюзия и доступная среда, даже если их лично (или их близких) это не касается напрямую», — говорит Владлен. Так, 33% респондентов ответили, что их «это не касается, но от инклюзии и доступной среды выигрывают все».
При этом, отмечает Владлен, аудитория ожидает от брендов не только инфраструктурных решений, но и продвижения инклюзивной повестки в рекламе.
Так, за создание пространств, товаров и услуг, адаптированных для людей с инвалидностью и других инклюзивных групп, выступили 54% опрошенных. За повышение доступности и инклюзивности торговых залов, объектов и сервисов — 43%. Еще 41% проголосовал за поддержку благотворительных организаций, занимающихся проблемами инклюзии, и 33% — за обучение сотрудников принципам инклюзии.
Но существует ряд вызовов:
- Часто бренды не знают, как говорить об инклюзии этично.
- Бизнес не понимает, как работать с блогерами на инклюзивную тему.
- Сложно находить актеров и блогеров для работы с инклюзивной повесткой.
«В данном случае кнут не работает, только пряник. Нужно делать видимыми, хвалить и мотивировать бизнес и всех стейкхолдеров, которые поддерживают инклюзивную повестку. Поэтому мы предлагаем ОП РФ разработать рекомендации для коммуникаций в инклюзивной повестке», — говорит Заморский.