17 июля Госдума во втором чтении приняла поправки о наказании для граждан за поиск в интернете заведомо экстремистских материалов, сообщает ТАСС. Ранее эти поправки одобрил комитет Госдумы по госстроительству.
В случае вступления закона в силу в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) может появиться новая статья 13.53 («Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним»). Размер штрафа по ней составит от трех до пяти тысяч рублей.
К таким материалам относятся те, которые включены в специальный реестр Министерства юстиции РФ. Сейчас в нем более 5400 позиций: посты в соцсетях, видеоролики, книги, песни.
Медиаюрист Светлана Кузеванова отмечает, что к экстремистским материалам относятся информация либо документы, призывающие к экстремизму, обосновывающие и оправдывающие его. А также материалы, обосновывающие или оправдывающие национальное и расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
«Как вы понимаете, убедиться во время поиска, что искомый материал точно относится к экстремистскому, крайне непросто. При этом законом совершенно не учитывается цель поиска, например, информационная, научная, учебная и прочее. Запрещены поиск и доступ как таковые», — пишет в своем телеграм-канале Светлана Кузеванова.
Авторы поправок предлагают внести изменения в статью 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»): теперь может появиться штраф за рекламу VPN-сервисов. Для физических лиц он составит от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч рублей, для юридических — от 200 до 500 тысяч рублей.
«Распространять информацию о VPN, рекламировать средства и способы обхода блокировок нельзя пару лет как, но за это была предусмотрена только блокировка. А теперь еще будет и штраф», — уточняет юрист.
Критика и непонимание
После того как СМИ сообщили о новых поправках, в сети началось активное обсуждение. Больше всего опасений и вопросов вызвала часть, касающаяся поиска заведомо экстремистских материалов.
Так, Ева Меркачева, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), раскритиковала инициативу в разговоре с «Лентой.ру». Она отметила, что такие поправки нарушают права ученых, журналистов и юристов.

«Как человек должен быть в курсе, что что-то изменилось? Каким образом он должен мониторить? Каждое утро или как? Чтобы это принять, должны публично извещать всех о том, что тот или иной материал признан экстремистским. Мы не говорим уже про то, как работать ученым, адвокатам, журналистам. Они для того, чтобы знать, что думает человек противных, преступных взглядов, должны с этим ознакомиться», — цитирует ее издание.
Фото: David Pupăză / Unsplash
Меркачева подчеркнула, что, согласно Конституции РФ, у каждого есть право на доступ к информации.
Свое мнение высказала и Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
«Новый законопроект депутатов о штрафах за поиск и просмотр (прослушивание) в интернете экстремистских материалов не просто опасный идиотизм, но он, по сути, вынуждает каждого гражданина РФ изучать список экстремистских материалов. Мне кажется, никогда еще никто так сильно не подогревал к ним интерес и осведомленность», — написала эксперт в своем телеграм-канале.
В партии «Новые люди» также не поддерживают введение штрафов за поиск экстремистских материалов. «Я категорически против штрафов за просмотр нежелательного контента через VPN. Это не защита общества, а нападение на базовые права граждан», — отметил первый заместитель фракции Владислав Даванков в своем телеграм-канале.
Уточнения и попытка «успокоить волну»
На фоне громких обсуждений представители власти дали первые комментарии касательно поправок. Например, Сергей Боярский, глава комитета Госдумы по информационной политике, записал видеоролик, в котором отвечает на распространенные вопросы.
Например, он объяснил, что штрафовать за просмотр видео об экстремистской организации (только если этот ролик не входит в специальный реестр Минюста) или интервью с иноагентами не будут. «Можно смотреть даже интервью, где иноагент беседует с иноагентом», — говорит Боярский.
«Те 5500 материалов, о которых идет речь, уже запрещены и заблокированы. Встретить их на легальных просторах интернета практически невозможно. Да, наверное, с VPN-сервисами на иностранных платформах, в том числе запрещенных, они могут попасть к вам в рекомендации. Но и в этом случае, если вы что-то смотрите без умысла, никаких санкций в отношении вас не последует», — успокаивает Боярский.
Штрафов за использование VPN на территории России не будет. Как и за посещение при помощи этих сервисов Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России).
Эрнест Валеев, один из авторов поправок, отмечает: если целенаправленно не заниматься поиском экстремистских материалов, «бояться нечего». По его словам, ответственность предусматривается лишь за «умышленные действия с обходом блокировки Роскомнадзора».
Ждать ли изменений
Но вопросы к поправкам все еще остаются.
«Скандальными они [поправки] стали в том числе благодаря тому, как тихонечко и “не привлекая внимания санитаров“ их попытались протащить. Рассказывают нам всем о том, что народ все не так понял, на самом деле все почти безобидно, но поверим ли мы? А главное, с чего верить-то? После изобилия “адекватных“ высказываний, инициатив и конкретных действий в этой же части за прошедшие пару лет?» — рассуждает Александра Марова, юрист и директор организации «Защитники детства».

По последним данным, в Госдуме уже допустили возможность изменения законопроекта. Так, депутат Олег Матвейчев заявил RT, что в законопроекте могут сделать исключение для СМИ.
Фото: Branden Tate / Unsplash
«Журналисты поставили этот вопрос уже, и, возможно, будет поправка какая-нибудь. Потому что не только журналисты, но и спецслужбы тоже должны что-то читать и изучать», — уточнил депутат.
При этом Эрнест Валеев особо отметил, что исключений в законе быть не должно. Он подчеркнул: «Запреты существуют для всех граждан, в том числе для всех журналистов».
АСИ продолжит следить за развитием событий.