Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

Запрет на рекламу информационных ресурсов иноагентов: советы юриста

Что считается рекламой информационных ресурсов иноагентов? Можно ли продолжать рассказывать об иноагентах и делать с ними совместные проекты? И что делать, если договор на рекламу уже заключен? Отвечает медиаюрист.

Фото: Belinda Fewings / Unsplash

11 марта президент России подписал закон, согласно которому теперь реклама на информационных ресурсах иноагентов запрещена. Также теперь нельзя рекламировать информационные ресурсы иностранных агентов. 

АСИ спросило у читателей, какие вопросы у них есть по новому закону, и поговорило о них с медиаюристом Светланой Кузевановой, автором телеграм-канала «Кузеванова рассказывает».  

1. Что может считаться рекламой информационных ресурсов иноагентов?

Важно, что под запрет попадает реклама не самих иностранных агентов, а их информационных ресурсов. Это сайты, страницы в соцсетях, каналы на стриминговых и видеосервисах и другие информационные ресурсы. Также к этому могут отнести ресурсы, на которых реализуются отдельные проекты иностранных агентов. 

Например, таким ресурсом может считаться проект «Скажи Гордеевой» журналистки Катерины Гордеевой (признана иноагентом). Из-за новых требований проект даже думал закрыться, но решил продолжить работу.

«Реклама таких ресурсов запрещена. И на их информационных ресурсах тоже запрещено размещать рекламу. Но это не значит, что теперь вообще нельзя рассказывать про иноагентов, в том числе в положительном ключе», — подчеркивает Светлана Кузеванова. 

Запрещена именно реклама на информационных ресурсах иноагентов. Согласно закону, реклама — это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

«Если есть призывы подписаться на информационный ресурс иноагента, задонатить, оплатить подписку на рассылки или материалы, то это может попасть под запрет», — отмечает медиаюрист. 

2. Есть ли реестр информационных ресурсов иноагентов, на который можно ориентироваться?

Нет, пока такого реестра нет. В реестре иностранных агентов есть графа «Информационный ресурс». Сейчас в большинстве случаев она не заполнена. Но возможно, в будущем именно в ней пропишут платформы и сайты, которые попадают под новый запрет.

«Сейчас мы, с точки зрения логики, для себя решаем, что и сайт, и соцсети, и YouTube-каналы — все это относится к информационным ресурсам иностранных агентов. Но что из всего этого будут указывать в реестре (и будут ли) — вопрос», — говорит Светлана. 

Рекомендация юриста на сегодняшний день — проверять, кто сейчас признан иноагентом (реестр опубликован на сайте Минюста), и оценивать, какая платформа в теории может быть отнесена к информационному ресурсу иностранного агента.

И, конечно, следить за юридической практикой в этой сфере.

3. НКО открыла краудфандинговый сбор на платформе, которая принадлежит иноагенту. Можно ли рассказывать об этом сборе на своих ресурсах?

Открытие краудфандингового сбора не будет считаться рекламой. Как и размещение информации в соцсетях о нем.

«Это не реклама — в таких постах нет объекта рекламирования. Объект рекламирования — это всегда товар, услуга или мероприятие, которое мы условно продаем на рынке. То есть цель — коммерческая деятельность или реализация товара на рынке. Благотворительные сборы под это не подпадают», — объясняет Светлана Кузеванова.

Фото: Arisa Chattasa / Unsplash

Например, организация решила открыть сбор на платформе «Пользуясь случаем», который разработал фонд «Нужна помощь» (признан иноагентом). Это можно сделать и опубликовать об этом пост в соцсетях. Это будет считаться упоминанием.

4. Можно ли цитировать комментарии экспертов, которые были опубликованы на информационных ресурсах иноагентов?

Можно — это тоже не будет считаться рекламой.

«Когда мы цитируем или даже делаем репост материала полностью, у нас есть цель поделиться информацией с другими, а не рекламировать ресурс», — продолжает медиаюрист.

При цитировании или упоминании можно оставлять ссылки на информационные ресурсы иностранных агентов — это тоже не будет рекламой.

Главное — контекст: в каком материале цитируют и добавляют ссылки на ресурс иностранного агента? Если материал привлекает внимание к ресурсу, формирует к нему интерес и старается продвигать на рынке — это могут посчитать рекламой.

Например, формулировку «Подписывайтесь на телеграм-канал N, это самое честное медиа, там работают лучшие журналисты и только там можно узнать правду» — могут посчитать за рекламу. А с формулировкой «Телеграм-канал N выпустил интересный материал, можно прочитать по ссылке» рисков будет в разы меньше. 

При этом, как подчеркивает эксперт, в целом информационные ресурсы рекламируют редко. Поправки направлены в первую очередь на ограничение деятельности иноагентов, а не на тех, кто их упоминает и цитирует.

«Эти вопросы скорее про то, что после принятия закона у многих людей появляется табу на любое упоминание или работу с иностранными агентами. Так часто происходит, плюс у нас есть реестры нежелательных и экстремистских организаций, там все строже. У людей много тревог на эту тему, но на самом деле писать и упоминать иностранных агентов можно, главное — делать это корректно», — подчеркивает Светлана Кузеванова. 

5. На платформе иностранного агента вышел платный курс, который может быть интересен нашей аудитории. Можем ли мы о нем рассказать в соцсетях и на сайте?

Сначала нужно ответить на два вопроса. Первый: «Можно ли считать платный курс информационным ресурсом?»

«Понятие “информационный ресурс” достаточно широкое. И пока нет практики, чтобы понимать, какой сервис будут относить к этой категории, а какой — нет», — объясняет Светлана Кузеванова. 

Как правило, курсы публикуются на какой-то конкретной платформе. Вероятно, информационным ресурсом будет считаться именно эта платформа, а не отдельный курс в частности.

Второй вопрос: «А действительно ли мы рекламируем платный курс?» 

«Важно понимать, как мы рассказываем об этом, на какой площадке, в каком контексте и так далее. Потому что, как мы обсуждали это ранее, сильно влияет контент и наша коннотация», — отмечает медиаюрист.

Фото: KOBU Agency / Unsplash

Низкий риск признания рекламой, если:

  • информация о курсе иностранного агента публикуется на сайте, который регулярно рассказывает об образовательных проектах и других курсах;
  • пост о курсе иноагента оформлен в таком же стиле, как и остальные объявления;
  • в посте о курсе нет избыточной эмоциональности и привлечения внимания (призывов купить, оценок, что это лучшее обучение и т. д.).

6. У НКО есть совместный проект с иностранным агентом, который был опубликован на его информационном ресурсе. Можно ли и дальше рассказывать своей аудитории про этот проект?

Сотрудничество с иностранными агентами не запрещено. Делать совместные проекты тоже можно.

«Публикация новостей о том, что организация открыла какой-то проект или информационный ресурс, — это просто информирование о своей деятельности, а не реклама. Информировать о том, чем вы занимаетесь, не запрещено, главное — стараться избегать признаков рекламы: размещать специальные баннеры про курс или акции по его покупке», — говорит Светлана Кузеванова.

7. Если реклама запущена на ресурсе иноагента, то в какой срок нужно расторгнуть договор с организацией, чтобы не нарушить запрет в законе после его вступления в силу?

Конкретных сроков пока нет, говорит юрист.

«Но моя общая рекомендация: чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. А еще есть разные точки зрения на тему того, нужно ли что-то делать с уже размещенной рекламой», — продолжает Светлана Кузеванова.

С одной стороны, договор на размещение рекламы — сделка. По гражданскому законодательству, к ней применяются те правила, которые действовали в момент ее заключения. С этой точки зрения удалять опубликованную ранее рекламу не нужно, поскольку закон не имеет обратной силы.

С другой стороны, есть понятие «длящееся правонарушение». Есть риск, что за кейсы с рекламой информационных ресурсов иноагентов будут штрафовать, даже если они были несколько лет назад.

Разобраться, какую тактику выберут контролирующие органы, помогут только время и практика, подчеркивает юрист.

Если же НКО заключила договор на размещение рекламы с другой организацией или физлицом и уже после этого ее признают иностранным агентом, то нужно максимально в короткий срок уведомить партнера о том, что договор расторгается.

«Сейчас многие говорят, что нужно сразу в договор вносить пункты, в которых будет прописана возможность расторгать договор в случае признания одной из сторон иностранным агентом. Я не могу сказать, что это обязательно делать. Одно наличие закона дает право расторгнуть договор», — добавляет медиаюрист. 

Ранее Светлана выпустила пост о новых требованиях, связанных с этим законом. В комментариях пользователи задавали вопросы, а юрист на них отвечала. Почитать эти ответы и написать свой вопрос можно по ссылке.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике