Когда-то там в прошлом веке была такая теория: чем меньше мы ребенка берем на руки, тем меньше он капризничает и тем лучше у него характер. На самом деле все не так. На самом деле, такое поведение вызывает только тактильный голод – состояние, когда ребенку не хватает прикосновений.
Все дело в том, что «ведущая деятельность» новорожденного – это эмоциональное общение со взрослым. Ему на физическом уровне нужен заинтересованный взрослый рядом.
Если есть тот, кто берет на руки, разговаривает, нежит, гладит, то и ребенок развивается, хорошо набирает вес, поддерживает зрительный контакт. У него появляется ресурс набираться знаний.
Если ребенок не получает достаточного тактильного контакта, это может привести к выученной беспомощности: сначала малыш удивляется отсутствию отклика, затем перестает пытаться выражать свои потребности. В будущем это может сказаться на его способности распознавать голод, усталость и даже собственные желания. Такие люди склонны к переутомлению, переработкам и неспособности различать свои истинные потребности.
Тактильный голод либо появляется, если ребенок проводит в медицинских учреждениях свои первые месяцы, либо если мама не в ресурсе, например, в послеродовой депрессии. В этом случае ребенок вялый, он хуже набирает вес, у него меньше эмоций и фон настроения снижен.
Вот в этот момент очень важно не напугать родителей, а мотивировать их не боятся брать на руки ребенка. Иногда нужно буквально разрешить себе брать ребенка на руки каждый раз, когда этого хочется. Этого уже достаточно: постепенно мама будет сама понимать, когда ребенок просто хочет на руки.
Если у мамы нет возможности первые недели или месяцы брать ребенка на руки – например, он находится в отделении интенсивной терапии – нужно стараться все равно максимально много проводить времени рядом с ним. И при этом не транслировать беспокойство или жалость. Нужно быть на позитиве, спокойно и мягко разговаривать со своим ребенком. Интонация должна быть ровной, чтобы ребенок ощущал себя спокойно. Хотя какой ценой маме это может даваться – отдельный вопрос.
«Когда рождается ребенок с диагнозом, мама ощущает это как тот самый “неуспех”»
Наш фонд помогает детям с врожденными заболеваниями челюстно-лицевой области. И в моей практике бывают случаи, когда такие дети тоже испытывают тактильный голод.
Бывает, что мама, сталкиваясь с диагнозом ребенка, чувствует себя потерянной. особенно если дома у нее нет поддержки или кто-то из родственников ее осудил: «Что это ты нам родила больного ребенка?»
В целом базовая задача – это накормить ребенка. Родители, которые обращаются к нам, испытывают много тревог по этому поводу. Для них это стресс. И бывает, что в то время, когда не нужно помогать с физиологическими потребностями, мама ребенка на руки может даже не брать, будучи не в ресурсе.
И тут очень важно подсветить: даже если ребенок не хочет есть или ему не надо менять подгузники, его нужно брать на руки просто так, для общения. Если у мамы нет сил или она не в том состоянии, будет здорово, если это сделают другие члены семьи.

Потому что я в своей практике очень часто сталкиваюсь с такими фразами: «Я не могу принять диагноз ребенка и не чувствую любви. У меня нет сил и желания к нему подходить, брать на руки, на него смотреть. Мне самой сейчас очень плохо». И важно маму в этот момент ни в коем случае не осуждать. Она имеет право на свои чувства.
Любовь Кяргинская. Фото предоставлено фондом «Звезда милосердия»
Очень часто такие мамы гиперответственные: в детстве стремились к хорошим оценкам, им хотелось заслужить похвалу. Ей хотелось быть лучшей. И когда рождается ребенок с диагнозом, мама ощущает это как тот самый «неуспех». Ей страшно, и она начинает отдаляться от ребенка, не берет его на руки. Тогда и появляется тот самый тактильный голод.
Мы работаем с такими мамами, очень важно дать им поддержку. Было в моей практике несколько ярких случаев, когда мамы приходили с таким запросом, им даже было стыдно это говорить. Но мы вместе проговаривали ситуацию, оказывали ей психологическую помощь и объясняли, что она не виновата. По опыту, за несколько встреч мама перестает пребывать в таком состоянии, у нее улучшается состояние, а как следствие – улучшается и самочувствие ребенка.
«Чем больше объятий, тем лучше мы себя чувствуем»
Но на самом деле, тактильный голод – это не только про маленьких детей. Потребность в тактильном насыщении сохраняется всю нашу жизнь.
Но под воздействием культуры, воспитания и других внешних факторов мы потихоньку сокращаем количество объятий и прикосновений к ребенку. Мы все реже гладим ребенка или обнимаем при утешении. И чем старше он становится, тем все меньше и меньше прикосновений.
При этом обратите внимание, насколько же действенны утешающие объятия. Если нечего сказать, мы напуганы и растеряны, нам хочется обняться, прижаться друг к другу. И когда человек чувствует, что его обняли, он уже расслабляется.
Очень часто я рекомендую на своих консультациях родителям: если вы хотите поругать ребенка, просто молча обнимите. Как правило, это бывает достаточно, чтобы успокоиться всем.
Та же история с подростками: их можно и нужно обнимать. Но это уже не сделаешь без предупреждения. Можно сказать: «Мне очень хочется тебя обнять!» И если ребенок отказывается, не давите на чувство вины. Лучше скажите: придешь, когда захочешь.
И потребность в объятиях сохраняется всю жизнь. Например, есть исследования, что люди с домашними животными менее подвержены стрессу. Потому у них есть та самая тактильность – они их гладят, обнимают, могут спать с ними рядом.
И нет ничего зазорного в том, чтобы обнять друзей, своих детей, супруга. Для эмоционального здоровья важно: чем больше объятий, тем лучше мы себя чувствуем.
Записала Марина Некрасова
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.