«Охота на колеса» – это экологический командный квест по уборке свалок из покрышек. Участники объединяются в команды, находят выброшенные шины, собирают их, открывают пункты приема и сдают резину на переработку. За все это участники получают баллы, по результатам определяются победители. Проект появился в 2017 году и с начала своей работы успел охватить восемь регионов России.
Завершился весенне-летний сезон проекта «Охота на колеса», который длился с 29 марта по 31 июля. Организаторы подсчитали, что за это время волонтеры собрали и отправили на переработку 110 тонн старых шин.
Благодаря усилиям добровольцев удалось очистить более 50 природных и бесхозных территорий в Санкт-Петербурге, Вологодской, Ленинградской и Новгородской областях.
«Это был сезон, наполненный трудом, дождями, грязью, улыбками и настоящими победами. Участники проекта работали в сложных условиях — в оврагах, лесополосах и на заброшенных территориях, — но не сдавались даже под проливным дождем. “Пусть мокнем, но шины отсюда точно ликвидируем!” — стало девизом многих акций», — рассказывают организаторы проекта.




Победители сезона
- 1-е место: Кингисеппская районная организация Всероссийского общества автомобилистов. 19 тонн шин собрали у автомобилистов и со свалок города.
- 2-е место: Парголово, Выборгский район Санкт-Петербурга. 12 тонн шин убрали со свалок в районе.
- 3-е место: «РазДельный сбор Гатчина», Ленинградская область. 16 тонн шин собрали по канавам, обочинам и лесам Гатчинского округа.
Специальные призы получили также команды Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей.
Проект «Охота на колеса» не только очищает территории, но и дает шинам вторую жизнь. Руководитель проекта Лидия Ракчеева рассказала, что на специальных заводах старые покрышки перерабатывают в резиновую крошку, чтобы потом из нее сделать стройматериалы и покрытия.
В этом сезоне шины передавали заводам «Русско-Высоцкое», «Лексор», «Премио Крамб», «Вторресурс», «Экошин 53» и другим.



«Охота на колеса»: усилия, успехи, сложности
«Наш проект требует определенных качеств у организаторов, волонтеров и участников, наличия переработчиков в регионе и дорогостоящих ресурсов. Основные издержки — транспортные, но также нужны и площадки для накопления и сортировки шин. При наличии всех этих составляющих (или одного заряженного организатора) — все реально», — говорит Лидия Ракчеева.
Лидия подчеркнула, что задача уборки свалок в первую очередь лежит на органах власти. Добровольческие и некоммерческие проекты не в силах самостоятельно справиться с этой задачей, но могут привлечь внимание к проблеме.
«Мы наблюдали динамику сокращения свалок и увеличение пунктов приема шин до 2022 года. Но с 2023 года изменились правила реализации расширенной ответственности производителя в части покрышек — и ситуация начала снова ухудшаться. 2025 год — самый сложный», — признается Лидия Ракчеева.
Для предотвращения повторного появления свалок экоактивисты проводят просветительскую работу с местными сообществами и шиномонтажными мастерскими, чтобы информировать их о недобросовестных перевозчиках и проблеме захламления территорий.
Проект планирует расширять географию. Особенно важно заходить в удаленные уголки регионов, испытывающих трудности с вывозом шин. В первую очередь организаторы рассматривают Карелию, Архангельскую и Псковскую области.
В новом сезоне, начавшемся 21 августа, «Охота на колеса» продолжит работу в Крестцах и Новгороде.