Проект «Робот для социализации детей с аутизмом» команды Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга стал победителем университетского трека программы «Техновосток-2030» на Восточном экономическом форуме. Также проект получил грант «Сколково».
На средства гранта изготовят партию из семи роботов. Их будут использовать для обучения студентов методике работы с антропоморфными роботами на психолого-педагогическом факультете КамГУ. Также роботов передадут в центры социализации детей с аутизмом в Камчатском крае.
NAO, Егорка и Дима — роботы работают с детьми с РАС
Как пояснил АСИ Александр Рязанцев, научный руководитель проекта, доцент кафедры информатики и математики КамГУ им. Витуса Беринга, в университете используют роботов для социализации детей с аутизмом уже более 10 лет. Сначала для этого использовали французского робота NAO.
NAO изначально был придуман, чтобы отвечать на рутинные вопросы гостей в гостиничном бизнесе. И только позже заметили, что робот, который умеет танцевать, выполнять команды и не устает отвечать на вопросы, вызывает интерес у детей с РАС.
Цена западных моделей, работающих с детьми с РАС, составляет около 1,5–2 млн рублей. Поэтому на факультете задумались о создании собственной модели. В 2023 году на средства гранта программы «Умник» в КамГУ создали робота Егорку. В 2025 году появилась улучшенная версия Егорки — робот Дима. Сегодня себестоимость Димы — порядка 150 тысяч рублей.
Что умеет Дима
У робота Димы два экрана. На одном — лицо с условной мимикой. Робот умеет открывать и закрывать глаза, а также двигает губами во время речи. На животе у него расположен еще один интерактивный экран, на котором транслируется контент, выбранный и загруженный заранее педагогом-психологом. Например, Дима может рассказать ребенку о разных видах животных.
Дети с РАС легко находят общий язык с Димой — их привлекает лицо робота. А интерактивный экран на животе работает по тому же принципу, что и на смартфоне. При этом, по мнению создателей, в общении Дима вызывает у детей с РАС меньший стресс, чем живой человек, — он стереотипен и предсказуем.

За время испытаний с Димой успели поработать несколько десятков детей с РАС. Для объективности контроля во время занятий у детей снимали электроэнцефалограмму. Первые 10 минут педагог-психолог работал с ребенком без участия робота. Дальше, когда к занятию подключался робот, активность мозга ребенка на анализах резко возрастала.
Фото: Katja Anokhina / Unsplash
Сейчас функция Димы, по мнению создателей, — быть посредником между психологом и ребенком во время занятий. В отличие от Егорки, Дима умеет собирать статистику занятий ребенка — историю заданий, количество правильных и неправильных ответов, динамику обучаемости. Создатели считают месячный срок занятий диагностическим. За это время становится понятно, помогает ли робот конкретному ребенку.
«Методику использования робота Димы нам еще предстоит разработать», — сказал Александр Рязанцев.
Помимо КамГУ, в России разработки робота для работы с детьми с РАС проводились в Магнитогорском государственном техническом университете имени Г.И. Носова.
Мнение РАС-сообщества
В Ассоциации «Аутизм-регионы» высказали скепсис по поводу обучения детей с РАС при помощи роботов.
«Технологические разработки — это действительно важно. Конечно же, необходимо еще собирать данные о том, как происходит взаимодействие робота и ребенка, чтобы добиться впечатляющих результатов от этой технологии. Но пока она в стадии разработки — было бы отлично организовать детям с РАС доступную раннюю помощь уже изученными методами, доказавшими свою эффективность».
В Ассоциации также отметили, что дети с РАС не всегда успешно работают с типовыми заданиями. Чаще всего, задание необходимо индивидуализировать для каждого ребенка с расстройством аутистического спектра.