АСИ решило разобраться, могут ли занятия спортом стать средством психологической реабилитации.
Лия Панцалашвили, основательница женской студии безопасности My mafia, проводит занятия по самообороне крав-мага уже больше 10 лет. Крав-мага это система самообороны, разработанная для израильской армии. Формально это не спорт, здесь нет правил и не проводятся соревнования. Но в ходе освоения крав-мага участницы занятий выполняют и физические упражнения, например отжимаются. Студия сотрудничает с центрами «Сестры» и «Насилию.нет».
В 2016 году во время забега Dress doesn’t say yes! («Одежда не означает согласие»), который проводил центр «Сестры», на мастер-класс по самообороне пришло более 60 женщин. Тогда Лия осознала, что тренировки могут помогать тем, кто пережил насилие.
«Когда человек подвергается любому виду насилия или даже просто испытывает стресс, он теряет чувство безопасности, чувство контроля над своей жизнью. Любое насилие — это история про власть и контроль, оно выбивает из человека опору, — говорит Лия. — Задача занятий самообороной — вернуть человеку чувство контроля, и успешнее всего оно возвращается именно через тело, а не через голову. В тренажерном зале, а не просто во время беседы с психологом».
Лия Панцалашвили. Фото из личного архива.

Спорт как психологическая реабилитация
Изменение в ощущениях женщины во время занятий спортом основано на законах человеческой физиологии.
«В человеческий организм эволюцией заложены реакции ”бей/беги/замри”. Соответственно каждый раз во время стресса человеческий организм повышает частоту сердечных сокращений, выбрасывает в кровь гормоны. Делается все, чтобы дальше мы либо дрались, либо убегали. Но в современном обществе убежать в случае стресса или ударить обидчика мы чаще всего не можем. Общество такое поведение не поощряет. Если стресс-реакция не завершается раз за разом, в теле возникают зажимы», — говорит эксперт.

То есть при стрессе человеку нужно какое-то движение, которое позволит выплеснуть накопившееся напряжение — побегать, покричать, побить подушку. Если недоступны занятия самообороной, подойдут боевые искусства. При бытовом стрессе — просто бег, приседания и отжимания.
Фото: Freepik
Однако работа с человеком, который подвергся насилию, сложнее. Такому человеку необходимо наладить контакт с собственным телом и начать действовать.
«Реакция ”замри” возникает в нашем теле, когда стресс был настолько высоким, что тело решило: ему проще притвориться мертвым», — говорит Лия.
На занятиях в My mafia участницы заново испытывают ощущения «Я сильная, я могу защититься! Я храбрая, я могу постоять за себя!».
«Одна из целей наших тренировок — научить организм отвечать на стресс действием. У меня самой уже появилась закономерность: как только в жизни происходит что-то стрессовое, неприятности — начинается бурный рост. То есть я заранее знаю, что своим замиранием я ничего решить не смогу, а решать надо. И такая реакция тренируется», — говорит Лия.
Помимо физических упражнений, на занятиях также используют много специальных приемов. Проигрывают разные ситуации, как защитить не только себя, но кого-то третьего — ребенка. Как общаться с соседом, что делать, если к тебе пристает коллега.
«Самооборона — это не только физическая активность. Это тактика, — говорит Лия. — Женщина должна понимать, где она может избежать агрессии, договориться, предотвратить нападение».
Важную часть занятий составляет работа с голосом. Ведь, общаясь с агрессором, женщина должна уметь говорить спокойно и громко, так, чтобы голос не дрожал. И еще эффективно подать сигнал окружающим о том, что на нее нападают.
В студии есть очень много историй, как женщины, прошедшие через домашнее насилие, меняются. Кто-то разводится, кто-то просто становится более уверенным в себе.
