В конце января в Московской области была зафиксирована локальная вспышка оспы обезьян, которая началась с госпитализации 29-летнего жителя столицы. Мужчина обратился к врачам с жалобами на высыпания и общее недомогание. Его экстренно перевели в специализированное отделение Домодедовской больницы. Обследование подтвердило наличие вируса.
Уже на следующий день, 2 февраля, стало известно о втором пациенте, который был госпитализирован в ту же больницу. Мужчина входил в круг контактов первого заболевшего.
В настоящее время оба пациента находятся в удовлетворительном состоянии и получают необходимое симптоматическое лечение.
Роспотребнадзор выявил всех остальных лиц, которые могли контактировать с зараженными. Они находятся на изоляции и получают необходимую медицинскую помощь.
Что важно знать о болезни
Вирус Mpox (ранее Monkeypox) был впервые обнаружен у зараженных обезьян в 1958 году. Первый случай заражения человека зафиксировали в 1970 году в Демократической Республике Конго.
У человека инфекция проявляется через лихорадку, интоксикацию, увеличение лимфоузлов и специфическую сыпь, которая со временем превращается в плотные пузырьки и язвы. При легком течении болезнь проходит самостоятельно в течение двух-трех недель. Инкубационный период обычно составляет от шести до 13 дней, но в отдельных случаях может растягиваться до трех недель.
Передача вируса происходит при тесном физическом контакте с инфицированным человеком, его биологическими жидкостями или зараженными предметами, такими как постельное белье или полотенца.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов отмечает, что оспа обезьян и натуральная оспа являются родственными вирусами, однако их не следует путать с ветряной оспой.
Оспа обезьян и натуральная оспа — близкие родственники. Они входят в семейство поксвирусов. Именно поэтому старая советская прививка от натуральной оспы работает и против обезьяньей: иммунитет узнает похожий вирус. Эти вирусы имеют схожую структуру, и сыпь при них выглядит почти идентично — глубокие плотные пузырьки. Но ветрянка, или ветряная оспа, относится к семейству герпесвирусов. С биологической точки зрения она ближе к обыкновенному герпесу первого типа, чем к оспе. Прививка от натуральной оспы не защищает от ветрянки, и наоборот — перенесенная в детстве ветрянка не дает никакого иммунитета против оспы обезьян.
Попытки самостоятельно диагностировать заболевание по внешнему виду высыпаний могут быть опасными.
Группы риска и вопросы иммунитета
Главная угроза при оспе обезьян связана с риском тяжелого течения у уязвимых групп населения, объясняет Власов. К ним относятся люди с иммунодефицитными состояниями, у которых могут развиться осложнения в виде бактериальных инфекций кожи, поражения слизистых оболочек и глаз, а также сильное обезвоживание.
«Хотя статистика часто показывает преобладание мужчин среди заболевших, это лишь отражение конкретных путей распространения инфекции в определенный период, а не вопрос биологического иммунитета по полу. Заболеть может любой человек при наличии соответствующего контакта», — предупреждает Власов.
Эксперт добавляет, что вакцинация против обычной оспы, которая была обязательной в СССР до 1980 года, также может давать перекрестную защиту или способствовать более легкому течению заболевания. Тем не менее она не гарантирует полной защиты, поэтому ученые уже работают над новыми препаратами.

Нужно ли создавать вакцину от оспы обезьян
Так, научный руководитель центра имени Гамалеи Александр Гинцбург рассказал, что в России ведется работа над созданием современной и безопасной вакцины на основе методов генной инженерии.
«Существующие сейчас прививки против вирусов оспы на основе ослабленного вакцинного штамма вызывают сильную реактогенность (способность препарата вызывать при введении в организм какие-либо нарушения состояния здоровья. — Прим. АСИ). Их вряд ли можно применять пациентам с иммунодефицитом, которых в последнее время стало очень много. А также и другим группам с ограничениями, в том числе беременным и детям», — объяснил Гинцбург.
Почему два случая — это не эпидемия
Ян Власов подчеркивает, что отдельные выявленные случаи не означают начала эпидемии, так как она фиксируется только при достижении определенного эпидемического порога.
«С одной стороны, это повод для спокойствия населения. С другой — появление подобных случаев должно тщательно анализироваться профильными ведомствами, поскольку речь идет о заболеваниях, нехарактерных для нашей среды, и у большинства населения отсутствует специфический иммунитет», — говорит Ян.
Власов также отмечает системную проблему: количество полноценных боксированных палат в обычных клиниках сегодня крайне ограниченно. Это вызов для системы здравоохранения, который требует переосмысления. Готовность к инфекционным угрозам определяется не только наличием специалистов, но и возможностями изоляции пациентов, говорит эксперт.
Несколько советов от эксперта
Для обычных граждан лучшей профилактикой заболевания остается соблюдение правил гигиены и бдительность при контакте с людьми, прибывшими из эндемичных регионов, таких как страны Африки.
При появлении подозрительной сыпи необходимо сразу минимизировать контакты с окружающими, использовать отдельное белье и вызвать врача для оценки состояния и необходимости диагностики.
- «Не все неврологи слышали об этом заболевании»: как в Петербурге помогают людям с БАС, когда государство не справляется
- Инструкция: как добиться от Минздрава включения заболевания в перечень орфанных
- Выдуманное заболевание, детская болезнь, последствие компьютерных игр: семь мифов о СДВГ
- Что такое эпилепсия и как с ней жить?
