Кардинальные превращения — удел сказочников? Семья Анны Клепиковской доказала, что это не так. Старая туристическая база и умирающая деревня — вот с чего в 2014 году начинали бизнес Анна и ее родственники. Сегодня в Пинегу приезжают туристы из России и других стран, чтобы насладиться тем, что здесь есть и чего нет в других частях мира — покататься на оленях, спуститься в карстовые пещеры, сплавиться по речке, просто подышать чистым воздухом. Лесной отель «Голубино» Анна называет своей сбывшейся мечтой. Шла она к ней долго.
Анна Клепиковская родилась в 1981 году в Москве, потом жила несколько лет на Севере, в поселке Островной. В столицу вернулась в 1996 году, где окончила школу с серебряной медалью. Потом были юрфак МГУ имени Ломоносова и бизнес-образование в школе «Мирбис» — тогда Анна еще не думала, что станет социальным предпринимателем.
Она прошла путь от менеджера проектов компании «Скания» до руководителя юридического департамента дистрибьютора ООО «Скания-Русь». С 2016 года Анна Клепиковская — директор по развитию «Голубино».
«Мы просто поняли, что больше никто в Пинеге это не сделает»
— Вы же прекрасно понимаете, что такое деревни на Русском Севере, — все уезжают, работы нет. Как развиваться — никто не понимает, — рассказывает Анна. — О патриотическом духе и речи нет: не покидает чувство, что у тебя в стране никаких перспектив. Поднять деревню было нашей мечтой. В какой-то момент мы узнали о старой туристической базе, которая была практически разрушена, сгорел старый корпус. Нам предложили заняться этой турбазой. Все здания базы были заложены — банкам, каким-то финансовым компаниям. Мы посмотрели, решили, что наша мечта — чтобы туризм на Русском Севере развивался, чтобы поселок продолжал жить. Просто мы поняли, что больше никто этого в Пинеге сделать не сможет.
Семья Клепиковских всегда любила эти места — муж Анны оттуда родом. Младшая сестра мужа, Елена, жила тогда со своей семьей в Архангельске. Они решили вернуться в Пинегу с детьми, чтобы заниматься турбазой. Лена окончила местную школу социальных предпринимателей и стала генеральным директором ООО, которое решила учредить семья.
А Анна на протяжении двух лет занималась отелем и продолжала одновременно работать в московской компании.
— Мы строили новый корпус и приходилось работать, чтобы брать кредиты. Потому что на малое предприятие кредиты у нас не дают, — поясняет она.
«Бизнес-образование помогает в работе, но учиться приходится многому…»
На третий год существования отеля Анне стало понятно, что необходимо более глубокое погружение в семейный бизнес.
— У меня есть бизнес-образование, я закончила МВА по курсу «стратегический менеджер и предпринимательство». Не могу сказать, что именно поэтому пошла в бизнес. Я, скорее, получала это образование, чтобы систематизировать знания и подход, пока работала в корпорации. Конечно, сейчас те знания в работе пригождаются.
Локальный туризм в России развит плохо: города-миллионники безлики, многие жалуются, что смотреть в них не на что. Есть и устоявшееся мнение о том, что сервис в российских гостиницах на порядок ниже, чем в европейских странах. Такие предприниматели, как Анна, пытаются изменить ситуацию.
По мнению Клепиковской, создание туристических комплексов типа «Лесного отеля «Голубино» может решить, как минимум, две проблемы. Во-первых, спасти умирающие деревни, жители которых раньше жили за счет свала и рубки леса, а сегодня, когда делянок не осталось, не видят никаких перспектив в дальнейшей жизни. Во-вторых, возродить местные традиции, стимулировать развитие туризма в стране.
«Голубино» для местных жителей — это рабочие места: управляющий, повар, горничные, экскурсоводы. Численность персонала — 15 человек. Огромным плюсом Анна считает то, что ее семья из этого поселка и у жителей не возникло ощущения, что к ним пришли чужаки.
Гостеприимство, маркетинг, детали ресторанного бизнеса, логистика — MBA дает базовые знания, но нюансы приходится изучать в процессе работы, — говорит Анна.
— Учитывая, что мы находимся 200 км от Архангельска, процесс приобретения чего-либо, неважно, будь то калькулятор или лампочка, или какое-то серьезное оборудование, всегда проходит в несколько этапов. Нужно куда-то поехать за 200 км, где-то там что-то найти, организовать доставку. Как в Москве, выйти и купить, не получится. Нужно прогнозировать, мыслить на несколько шагов вперед. Особенно, когда идет большой поток гостей. Мы учим сотрудников, как быть гостеприимными. Для горничных, например, мы написали специальную инструкцию.
Владельцы «Голубино» активно сотрудничают с коренным населением — оленеводами:
— Мы даем им возможность зарабатывать — водим к ним туристические группы. Жизнь у них довольно сложная и тяжелая. Городские люди даже не представляют себе, что сейчас еще кто-то может так жить. А они действительно живут в палатках в лесу или в чумах. В прошлом году мы провели большой Праздник оленя для оленеводов, где дали им возможность показать свои умения, устроили гонки на оленьих упряжках. В этом году планируем провести такой же праздник, для чего уже запустили краудфандинг. Хотим собрать деньги на подарок — снегоход — тому, кто выиграет, займет первое место.
«Социальный бизнес — это не работа. Это жизнь»
Спустя четыре года после открытия отель вышел на самоокупаемость. Удается покрывать налоги, зарплаты, разные затраты. Анна активно участвует в конференциях и много говорит о том, что важно учитывать, когда начинаешь такой бизнес:
— Несколько дней назад я выступала на одной из конференций как эксперт по социальному предпринимательству. Речь шла о том, что люди начинают этим заниматься в трех случаях: либо это мечта, либо беда, которая объединила, либо это любовь к делу.
— Мне кажется, когда принимаешь решение, в основе должно быть что-то нематериальное. У нас была мечта. Мечта, чтобы отдых на Русском Севере стал доступным, комфортным, чтобы люди поверили в свой край и знали, что у него есть будущее. Мы не рассчитывали ни на что, когда начинали, потому что решение было внезапным. Принимать его нужно было оперативно. Начиналась зима: либо мы срочно спасаем этот комплекс, либо он погибает окончательно. И мы поверили в то, что у нас получится. И до сих пор мы горим этим.
Мы работаем круглосуточно, без выходных. Каждый социальный предприниматель, наверное, должен понять, что это станет его жизнью.
— Это не офисная жизнь с десяти часов утра до восьми часов вечера, когда ты ушел и забыл. Нет. Ты работаешь круглосуточно, без выходных и праздников. Как минимум первые годы — это точно. Пока идет период становления. Важно, чтобы люди понимали это, когда начинают подобный бизнес.
— Второй важный момент. Естественно, ты не можешь запускать проект, не думая о людях, рядом с которыми ты будешь что-то менять. Это нужно делать с учетом их интересов. Ты должен с ними общаться, быть открытым, чтобы не вызывать недоверия. Особенно, если родился в другом регионе. К людям из других регионов, к чужакам, к тем, кто приходит извне, всегда отношение более осторожное, чем к тем, кто родился здесь. Поэтому важно выстраивать отношения с местными жителями так, чтобы они поддерживали тебя.
— Но этого недостаточно, чтобы бизнес был устойчивым. А мы все-таки говорим о себе как об устойчивом социальном бизнесе, который приносит доход. Мы отвечаем за тех людей, которые получают у нас зарплату. Мы понимаем, что работать надо на совесть, чтобы все было качественно, на высоком уровне и не вызывало вопросов.
Неважно, социальный ли ты предприниматель или нет. Это не может стать оправданием, если ты делаешь свою работу плохо.
«Нам нравится, что в процесс вовлечена вся семья»
«Голубино» для Анны и ее родственников — это семейное дело.
— Семья моего мужа очень дружная. Он, три сестры, родители, которые живут в Пинеге. Мы у них собирались каждое лето. В такой дружной семье ты чувствуешь себя частью большого целого. Это прекрасно. Я сначала, конечно, переживала. Это чужому человеку ты можешь в любой момент сказать: «Так. Делай так и эдак. А я буду тебя контролировать». Но все оказалось гораздо проще. Мы хорошо разделили направления, которыми каждый занимается, и зоны ответственности. Мы поддерживаем друг друга.
— Я, например, в Москве занимаюсь стратегическим развитием, планированием, оформлением. На мне организация встреч, PR, отстаивание интересов бизнеса. Младшая сестра мужа на месте занимается операционной деятельностью, напрямую работает с клиентами и туристами. И каждый делает то, что ему нравится. Я, например, люблю публичность, выступления. А Елена не очень любит выступать.
Анна считает, что родственникам удается избегать острых углов благодаря тому, что семья всегда была многодетной, и с самого детства им приходилось договариваться:
— Это воспитание. Это культура семьи, в которой принято не осуждать, а поддерживать. Это невероятно ценно. Никто тебе не скажет, что ты неправильно делаешь, скорее предложит: «Давайте сделаем так. Наверное, будет лучше.
В процесс вовлечены все члены семьи, в том числе дети, которые проводят мастер-классы, что-то рассказывают, придумывают. Родители мужа Анны помогают в оформлении комплекса.
— Папа моего мужа открыл тягу к работе с деревом. Все детали — от букв на гостинице до номерков на столах — сделаны его руками. Он делает скамейки. Покрашены они нами тоже вручную. Это наш принцип: если мы можем сделать что-то вручную, мы так и делаем.
Семья рассматривает «Голубино» как долгосрочный проект. Рост числа гостей, в том числе из-за рубежа, показывает, что стратегия выбрана верная. На летнюю практику в лесной отель приезжали норвежские студенты. Прошлым летом в «Голубино» останавливалась американка, которая писала книгу о северной кухне. В этом году по ее рекомендации приехал ее друг — фотограф. «Я совершенно не ожидал, что Россия такая гостеприимная, такая красивая», — отметил он, когда уезжал.
— Приятно, конечно, слышать, что в какой-то степени мы работаем на улучшение имиджа России в том числе, — говорит Анна. — Я вообще много думаю об этом. О пользе.
Если есть возможность заниматься тем, что тебе нравится, что тебе интересно, занимайся этим. Лично для меня пока это работает.
Фото из архива Анны Клепиковской