Все 11 лет существования наше добровольческое движение «Даниловцы» работает с больницами. И все эти годы волонтеры были в больницах на птичьих правах. Все зависело от главного врача учреждения. Если он понимает важность участия волонтеров, то двери открыты и сотрудничество приносит добрые плоды. Если не понимает или не хочет понимать — сотрудничества нет.
11 лет мы ждали и в меру своих сил старались поучаствовать в подготовке здравой и адекватной регламентации волонтерского присутствия в больницах. И вот наконец Министерство здравоохранения утвердило порядок взаимодействия медицинских учреждений и волонтерских организаций.
Так совпало, что в дни утверждения и публикации этого документа мы вели переговоры с новой для нас больницей, где к волонтерам очень открыты и с сентября ждут их помощи и участия. Важно знать, что наши волонтеры не участвуют в медицинских процедурах и не помогают персоналу в выполнении его профессиональных обязанностей. Мы не волонтеры-медики. Речь идет исключительно о досуге: общении, творчестве, играх, прогулках и т.д.
Мы очень хотим в этой больнице работать! У нас есть главное — координатор, человек опытный и готовый каждую неделю навещать пациентов больницы, готовый сплотить вокруг себя волонтеров, развивать свою деятельность. Поверьте, это большая редкость.
Однако, несмотря на свое желание и нашу готовность, руководство больницы вдруг выставило требование для волонтеров: либо медкнижка, либо большой набор анализов. Ни то, ни другое для того, чтобы волонтеры были в медучреждениях, не нужно. Об этом много раз мы писали, и тут я повторяться не буду.
В переговорах с больницей мы ссылаемся на приказ Минздрава. Руководство говорит, что у них свои требования. Получается, что приказ дает медикам право выставлять любые требования.
Чтобы понять, о чем я говорю, следует изучить два документа. Во-первых, сам приказ Минздрава. И во-вторых, породивший его приказ Правительства РФ. Оба этих документа своим появлением обязаны реплике президента России о том, что следует снимать барьеры для допуска волонтеров в казенные учреждения.
Итак, приказ Минздрава говорит, что взаимодействие учреждений с волонтерами и организаторами волонтеров осуществляется в соответствии с ОБЩИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425Об. И предъявление иных требований, кроме тех, что установлены «Общими требованиями» или настоящим Порядком к медицинскому обследованию и состоянию здоровья добровольцев (волонтеров), не осуществляющих содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств, не допускается.
А «Общие требования» (из приказа правительства) говорят, что медицинское учреждение информирует организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности. В частности, о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности.
Но вот на эти «необходимые режимные требования» и ссылается руководство больницы. Мол, у них они такие, что надо предоставить медкнижку… И все.
И получается какой-то возврат в прошлое, какая-то зацикленность, как в фильме «День сурка». Мы возвращаемся к дискуссиям прошлых лет.
В «необходимых режимных требованиях» ни одной больницы нет слова «волонтер». Его нет сейчас и никогда не было. Для «режимных требований» волонтеров не существует. Зато там есть слова «посетитель» и «сотрудник». К «посетителям» требований не предъявляют, кроме самых минимальных. И даже при посещении реанимации. А к «сотрудникам» справедливо предъявляют все требования.
А теперь, внимание, вопрос: к какой группе относит волонтеров руководство больниц? Правильно, к «сотрудникам», и железобетонно применяет к ним «необходимые режимные требования».
А к какой группе относят волонтеров общественники? Правильно, к «посетителям», и поэтому просят ограничиться минимальными требованиями.
Ну то есть снова-здорово, вернулись в ту точку, из которой вышли. Что и требовалось доказать, о чем мы и говорили на каждой мало-мальски значимой встрече с чиновниками и медиками: пока статус волонтера в отношении разного рода «режимных требований» не будет определен, до тех пор ничего не изменится.
Очень обидно от того, что эта ситуация, сложившаяся у нас с новой больницей, была абсолютно предсказуема еще на стадии разработки упомянутых документов.
И мы говорили, что приказ должен быть таким, чтобы он читался абсолютно однозначно: дополнительных требований к волонтерам по медосмотрам возникать не должно.
Теперь следует ожидать, что все нижестоящие в отношении Минздрава инстанции не возьмут на себя ответственность и будут клонировать формулировки начальства, оставляя, как и прежде, волонтерство на усмотрение «главврачей».
И это плохо!
Так что можно сказать, что мы наблюдаем непреодолимый казус неопределенности волонтерства…
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.