Во время пандемии многие пациенты, проходящие плановое лечение, столкнулись с проблемами получения медицинской помощи. Из-за режима самоизоляции или перепрофилирования под COVID-19 в клиниках переносили сроки обследований и госпитализации, кто-то из пациентов сам опасался заразиться коронавирусом и откладывал визит к своему врачу. Люди с онкологическими заболеваниями также оказались в ситуации, когда привычное регулярное наблюдение стало проблематичным, а курсовое лечение — не всегда возможным.
В некоторых случаях возможна отсрочка, перенос обследований и плановых процедур. Но бывает и так, что промедление просто опасно, и если вам отказывают в медицинской помощи, надо принимать срочные меры. Об этом говорит Дмитрий Горнастолев.
Можно ли переносить сроки
— Если пациент уже начал проходить курс химиотерапии, делать перерывы между циклами лечения крайне нежелательно. Большинство курсов химиотерапии устроены так, что между циклами лечения проходит 21 день.
Увеличение сроков крайне пагубно с точки зрения течения болезни — даже более пагубно, чем, к примеру, снижение дозы лекарства.
Поэтому даже в период пандемии мы не рекомендуем менять или растягивать сроки прохождения циклов лечения. Также есть установленные сроки начала химиотерапии или лучевой терапии после перенесенного хирургического вмешательства, в среднем это четрые-шесть недель. Эти сроки тоже нельзя нарушать: курсы лучевой и химиотерапии строго рассчитаны на определенные циклы с заданными интервалами. Даже небольшие отклонения от графика приведут к тому, что достигнуть результата, на который рассчитывают онкологи, будет невозможно.
Если мы говорим о пациентах, которые сейчас уже не лечатся, а находятся под активным наблюдением, то небольшое смещение относительно рекомендуемых сроков наблюдения возможно.
Например, пациенту показано посещение онколога и выполнение контрольных исследований раз в три-шесть месяцев. Чтобы не подвергать себя дополнительному риску заражения, можно сдвинуть сроки приема на чуть более позднее время. Но, конечно, это нельзя откладывать, например, на год. Максимум на два-три месяца. По статистике, частота рецидивов онкозаболеваний наибольшая в первые два года наблюдений. Если пациент находится под наблюдением онкологов более пяти лет, то очередное посещение можно сдвинуть на несколько месяцев.
Чтобы снизить риск распространения вируса, сейчас, в период пандемии, практикуется разделение специализированных медицинских учреждений, которые занимаются лечением ковидных пациентов. Клиники, которые принимают пациентов с коронавирусом, не берут на лечение людей с онкологическими заболеваниями. Остальные клиники поддерживают целый ряд мер безопасности и не принимают пациентов, у которых есть признаки текущего респираторного заболевания: температура, недомогание, кашель. Также они принимают пациентов, вернувшихся из-за границы.
В нашей клинике мы, например, организовали совершенно разные потоки пациентов. Пациенты, проходящие лечение, заходят через отдельный вход, используют изолированные лифты и попадают сразу на нужный этаж. Пациенты, приезжающие на диагностику, например сдать кровь, пользуются другим входом и попадают тут же в процедурный кабинет. Медицинские работники, занятые в разных секторах, друг с другом не пересекаются.
Что делать, если отказывают в помощи
— Если онкологическому пациенту вдруг отказывают в необходимом и своевременном лечении, он должен знать, что у него есть альтернатива: всегда можно обратиться в другое медицинское учреждение.
Если он получал помощь на платной основе — обратиться в другой центр, осуществляющий нужное лечение также на платной основе. Если лечился по ОМС — многие частные клиники имеют подтвержденные объемы медицинской помощи по ОМС. То есть лечение за счет обязательной страховки можно получить не только в государственных учреждениях, но и в частных.
Как я уже сказал, откладывать лечение категорически не рекомендовано, это чревато сильным ухудшением прогнозов, так что рассматривайте альтернативы получить лечение в других местах.
Справка
Московский филиал университетской больницы «Хадасса» (Израиль) — первое в истории российского здравоохранения медицинское учреждение под управлением иностранного госпиталя.
В Хадасса Медикал решаются проблемы любой сложности — по информации клиники, используют мультидисциплинарный подход, с выбором наиболее эффективных и щадящих схем лечения, с тактом и уважением к пациенту. Особое внимание клиника уделяет профилактике и ранней диагностике опасных для жизни онкологических, неврологических, сердечно-сосудистых патологий. Клиника приглашает на высокотехнологичные чекапы по израильскому протоколу.
В клинике удаленно и очно консультируют ведущие израильские врачи, эксперты университетской больницы «Хадасса» в Иерусалиме. Туда обращаются те, кто хочет получить второе мнение и оценить назначенную в другом лечебном учреждении терапию с точки зрения актуальных международных подходов.
Клиника — резидент медицинского кластера «Сколково». Московский филиал проводит обследование по израильскому протоколу, консилиум с участием врачей израильской «Хадассы» и полное предоперационное обследование, при необходимости отправляет пациентов на лечение в Израиль без посредников.
Записала Анна Ермягина
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.