Умение правильно уловить мотив каждого человека – ключевое в искусстве сбора средств на любой благотворительный проект. Исходя из опыта работы в Фонде целевого капитала «Истоки», могу сказать, что привлекая деньги в фонд целевого капитала так же, как и в «классический» благотворительный фонд, важно понимать, на какой конкретный ежегодный проект будут направлены средства, и зафиксировать это в договоре пожертвования.
Далее у человека возникает выбор – поддержать проект однажды, увидев результат в текущем году, или сделать более крупный вклад, но обеспечить стабильную ежегодную поддержку этому проекту без ограничения срока. Вот тут и становятся более очевидными преимущества целевого капитала по сравнению с ежегодными целевыми вкладами в обычные благотворительные фонды на текущую программу.
Во-первых, человек гарантирует стабильное ежегодное финансирование проекта без ограничения срока вне зависимости от его финансовых возможностей в конкретный год.
Во-вторых, пропадает необходимость ежегодно оформлять вклад.
В-третьих, фонды целевого капитала в соответствии с законодательством обеспечивают более высокую прозрачность и гарантию целевого использования средств, так как обязаны публиковать свою ежегодную отчетность на корпоративном сайте.
В-четвертых, на вклады физических лиц законодательством предусмотрен налоговый вычет.
Особая работа ведется эндаументами с представителями бизнеса. Предлагая долгосрочное партнерство, участие в стратегии развития некоммерческой организации, фонды обеспечивают более тесную связь между бизнесом и некоммерческой организацией. Представитель бизнеса может войти в попечительский совет эндаумента и участвовать в ежегодном распределении средств на разные проекты, обеспечивая тем самым поддержку своим интересам. Конечно, добиться тесного партнерства можно и через классическую ежегодную поддержку, но целевой капитал позволяет делать это более удобно, системно, прозрачно и экономично.
К сожалению, при разработке законодательства о целевых капиталах в России не задумывались о мотивации жертвователя. В России целевые капиталы выделены в отдельный сектор, не являются ни благотворительными организациями, ни коммерческими, что лишает их преимуществ тех и других. Фонды целевого капитала не могут собирать деньги на текущие проекты, а благотворительные организации не могут создавать свои целевые капиталы. Часто в сбор средств на текущие проекты и в целевой капитал вовлечены совершенно разные команды. Это, безусловно, нарушает логику мотивации жертвователя, поскольку разрывается цепочка между созданным доверием к организации через ежегодную поддержку и решением сделать вклад в эндаумент.
Однако история фондов целевого капитала в России только начинается.