Сотрудничество Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход» с Правительством Воронежской области началось в 2013 году, когда было подписано соглашение о совместной реализации программы «Аутизм излечим». В 2014 году фонд приступил к созданию масштабной программы «Аутизм. Маршруты помощи», которая включает четыре части: диагностику, раннее вмешательство, образование и жизнь в обществе. Части повторяют жизненный маршрут человека с РАС (расстройства аутистического спектра).
Уделять повышенное внимание проблеме аутизма в Правительстве Воронежской области первым начал Департамент здравоохранения. С 2013 года число детей, у которых был диагностирован аутизм, возросло с 43 до 507 человек. Было организовано масштабное обучение педиатров, проводились круглые столы и обучающие семинары для врачей, чтобы они как можно раньше могли увидеть риски и направить ребенка к специалисту.
В 2015 году большой рывок сделал региональный департамент образования. В итоге для детей с расстройствами аутистического спектра в Воронеже открылись два школьных ресурсных класса и одна ресурсная группа в детском саду.
Затраты
Ресурсный класс и ресурсные группы — самые сложные элементы программы. Они требуют подготовки специалистов, обучения их прикладному поведенческому анализу. Каждому ребенку — а сейчас в ресурсных группах учатся по шесть детей — необходим личный тьютор. Также в группе работают педагог и психолог. Для всех сотрудников выделены ставки. Еще одна затратная статья — организация и специальное оборудование ресурсных зон. Здесь все продумано до мелочей – вплоть до того, что у каждого тьютора должны быть специальные фартуки, в которых должно помещаться множество предметов, необходимых в работе с ребенком. В 2015 году основные затраты взял на себя фонд «Выход» и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Первая победа и конечная цель
Специалисты Воронежского института развития образования, которые занимаются сопровождением ресурсных групп, отмечают, что первая победа одержана, если ребенок может пробыть без мамы час. У детей в ресурсном классе разные стартовые возможности. А программа — хоть и адаптированная, но одна для всех. Конечная цель обучения — перевод в класс, где учатся нормотипические дети.
Знакомство с классом начинается в тот момент, когда ребенок начинает выполнять около 80% тех замечаний и рекомендаций, которые были сделаны тьютором. Сначала ребенка приводят в общеобразовательный класс на 15 минут. Если все проходит без происшествий, время постепенно увеличивается.
Специалисты и обучение
Все педагоги, работающие с детьми в рамках программы «Аутизм. Маршруты помощи», прошли обучение у специалистов международного уровня. Их привез в Воронеж фонд «Выход». Кроме теоретических знаний, которые воспитатели и учителя получили на семинарах, сотрудники ресурсных классов получают помощь и в практике – дистанционно с воронежскими педагогами работает супервизор.
«Супервизия — одна из главных составляющих, — рассказывает председатель Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов «Искра надежды» Татьяна Поветкина. — Теоретические знания дали на обучении, а супервизор раз в неделю, дистанционно, целый час уделяет на каждый класс. Обсуждается каждый ребенок: его программа, поведенческие проблемы. Супервизор рассказывает, как эти проблемы убрать, каким образом нужно скорректировать программу».
Мечта родителей – чтобы в каждом районе Воронежа были школа и детский сад, в которые могли бы ходить дети с РАС. Это вполне выполнимо, ведь в экономически тяжелый 2015 год в Департаменте образования смогли найти средства на дополнительные ставки для тьютеров и врачей-дефектологов.
Сейчас одна из важнейших задач – подготовить тех, кто в дальнейшем будет обучать новых специалистов. В 2015 году на базе кафедры специальной педагогики и психологии Воронежского госуниверситета набрали заочную группу магистров, которые учатся по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования». В этой программе будет и курс прикладного поведенческого анализа. В 2016 году планируют открыть группу очного обучения. Но чтобы выпустить первых специалистов в этой сфере, необходимо минимум два года.
Доступная среда
Программа «Аутизм. Маршруты помощи» — комплексная, поэтому ее реализация не может обойтись и без акций, направленных на пропаганду толерантного отношения к людям, имеющим ментальные особенности.
В течение 2015 года в Воронеже прошло несколько акций, направленных на то, чтобы общественные места стали дружественными для детей с расстройством аутистического спектра. Например, реабилитационный центр «Парус надежды» совместно с фондом «Выход» в Воронеже и Театром юного зрителя организовали театральное представление для детей с аутизмом. В воронежском кинотеатре «Спартак» в рамках программы Autism Friendly, осуществляемой фондом «Выход» и компанией Disney, прошел показ мультфильма «Головоломка». В кинотеатре были созданы условия для того чтобы ребенку с РАС было комфортно. Кроме того, перед началом показа все сотрудники кинотеатра посетили семинар, на котором им рассказывали об особенностях людей с аутизмом. Проходят также «уроки доброты» в школах, круглые столы об особенностях людей с РАС. В середине декабря общественная организация «Искры надежды» и Воронежская общественная региональная общественная детская организация «Искра» реализовали проект «Сами»: волонтеры помогали людям с ментальной инвалидностью посещать магазины, кинотеатры и кафе.
В 2016 году эта работа продолжится.
Фото: flickr.com