В 2015 году движение «Пациентский контроль» начало исследование по анализу сферы закупок на мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в России. В ходе мониторинга были проанализированы 247 аукционов на сумму 150 млн рублей. Результаты были представлены движением «Пациентский контроль» на V Международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии (ЕЕСААС).
«Мы хотели увидеть, что происходит с федеральными деньгами, поскольку очень многие в наших кругах говорили, что у них есть подозрение, что профилактические деньги идут куда-то не туда. Но раньше говорить на эту тему было невозможно, потому что не было данных, а теперь они есть», — отметила аналитик движения «Пациентский контроль» Ксения Бабихина.
Исследование показало, что на уязвимые группы — потребителей инъекционных наркотиков, людей в местах лишения свободы, ВИЧ-инфицированных — направлены только 7,5% мероприятий, а на население в целом — 60%. При этом 60% мероприятий приходится на последние три месяца года, и еще 6% приурочены ко Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Большую часть реализуемых мероприятий составляют информационные кампании, включающие главным образом раздачу печатных материалов. «Если перевести всю потраченную бумагу обратно в древесину, можно было бы построить маленькую деревню. Я высчитывала», — подчеркнула Бабихина.
Значительная часть обучающих мероприятий адресованы специалистам и опять-таки населению в целом. В одном регионе провели квест для школьников с призовым фондом в 200 тыс. рублей, сообщила Бабихина.
В ходе мониторинга выяснилось, что главными исполнителями профилактических мероприятий по результатам конкурсов, были в первую очередь рекламные агентства, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, радио — и телеканалы, типографии. НКО — в числе последних. Исследование показало, что тендеры выигрывают коммерческие организации, основными целями и задачами которых не является противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции.
«Только 8,5% контрактов были заключены напрямую со специализированными некоммерческими организациями, — отметила Бабихина. — В ряде аукционов мы встречали исполнителей, у которых основной вид деятельности — продажа мебели, пиломатериалов или продуктов. Это происходит потому, что основным критерием при выборе поставщика услуг является указанная цена». Эксперты уверены, что фокус профилактических программ не соответствует тенденциям развития эпидемии ВИЧ в России.
«Необходима единая государственная программа профилактики, которая учитывала бы основные тенденции эпидемии ВИЧ, изменение фокуса внимания на работу с уязвимыми группами, подключение к работе специализированных НКО. Кроме этого, важна планомерная реализация профилактических мероприятий на протяжении всего года, а не только в последние три месяца», — подчеркнула Бабихина.
Вероятность инфицирования ВИЧ уязвимых групп по сравнению с общим населением по всему миру выше в разы. По данным движения Bridging the gaps, для людей, употребляющих наркотики, риск выше в 28 раз, для секс-работников — в 12 раз, среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, — в 19 раз, а среди трансгендерных женщин — в 49 раз выше.
Фото: www.flickr.com/ChiLam Ly