Новости
Новости
02.11.2024
01.11.2024
31.10.2024
18+
Новости

Добро 2016: зачем и как НКО показывать социальный эффект реализованных грантов?

В апреле стартовал прием заявок от некоммерческих организаций на получение президентских грантов, в июне начнется конкурс субсидий для НКО от Комитета общественных связей города Москвы. На конференции «Добро 2016», организованной проектом Добро Mail.Ru, компаниями «Мегафон» и «Металлоинвест», грантооператоры и НКО обсудили, почему организации могут не выдать грант и можно ли оценить социальный эффект полученных средств.

Организаторы форума «Сообщество» провели исследование третьего сектора и выяснили, что некоммерческие организации видят главные препятствия для своего развития в недоверии со стороны власти, общества и бизнеса, недостаточном развитии самосознания и отсутствии четкой стратегии. Это оказывает влияние на готовность государства и бизнеса выделять им гранты.

Для получения гранта некоммерческая организация должна четко понимать свои цели и уметь составлять проекты, говорят грантооператоры. По словам специалиста отдела Комитета общественных связей города Москвы Ольги Шахаевой, заявки НКО, принятые на конкурс субсидий в 2015 году, показали низкий уровень проектной культуры и непонимание целей своей деятельности.

«К сожалению, многие НКО идут не прямым путем: они идут от того, что им нужно платить зарплату, аренду. Мне нужен миллион и я под него напишу заявку. У многих организаций нет стратегии. Они делают просто, чтобы делать, не понимают, для чего они это делают, какие будут результаты и социальный эффект от их деятельности. Пока организации этого не поймут, им будет очень сложно написать проект, чтобы получить деньги», — считает Ольга Шахаева.

Генеральный директор фонда «Перспектива», который стал одним из президентских грантооператоров, Александр Свинин согласился с тем, что некоммерческим организациям не хватает целеполагания.

Директор по счастью партнеров Проекта по социализации детей «Полдень» Алексей Миняйло считает, что главная проблема некоммерческих организаций, не получивших гранты, совсем не в этом. «Конечно, у НКО все плохо с проектной деятельностью, но когда президентские гранты, которые могли бы быть серьезным подспорьем для многих НКО, получают организации вроде «Ночных волков», об этом ли говорить? Совершенно очевидно, что дело здесь не в этом. Мы прокачиваем наших партнеров в регионах, делаем, что можем», — говорит Миняйло. Он также предложил разрешить тратить 10-20% гранта на развитие организации. «У всех НКО проблема с административными расходами. Большинство не умеет хорошо фандрайзить, и для них источников финансирования, кроме грантов, не существует», — добавил эксперт.

Для измерения социального эффекта полученных грантов президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская предложила проводить общественный аудит. «Когда мы оцениваем эффективность фонда, мы смотрим, какие он получил средства и что он на эти средства сделал. Предлагаю также измерить эффективность самих президентских грантов как проекта. С нашей точки зрения, потрачены очень большие средства на очень странные проекты, несоизмеримые по процентам с качественными, – качественные проекты получают очень маленькие деньги, а проект, который из года в год получает очень большие деньги, качественным назвать очень сложно. Давайте проанализируем, какие социальные результаты получили за какие деньги», — говорит Альшанская.

На данный момент социальный эффект выданных грантов оценивает Комитет общественных связей города Москвы. После оценки выданных средств в 2015 году 19 программ были признаны неэффективными.

Некоммерческие организации также волнует вопрос получения грантов от иностранных организаций. Это чревато получением статуса «иностранного агента», говорят НКО. Ведущий специалист Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Никита Силаков считает, что НКО не должны этого бояться. «Наоборот, через инициативы в том числе и фонда Горчакова, государство говорит – давайте сотрудничать. У нас 61 организация имеет специальный статус при ООН. Это новые возможности», — согласился Александр Свинин.

«4500 НКО получили иностранное финансирование в 2015 году. «Иностранными агентами» при этом признана 121 организация. Это меньше 1% из тех, кто получает иностранное финансирование. Это только те организации, которые занимаются политической деятельностью», — говорит Свинин.

Такая статистика не убеждает сотрудников НКО. Понятие «политическая деятельность» позволяет сегодня отнести к «иностранным агентам» практически любую деятельность НКО, уверены участники дискуссии.

Во второй ежегодной конференции «Добро 2016» приняли участие 120 представителей бизнеса и 140 НКО со всей России.

Фото предоставлено организаторами

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике