По мнению архитектора Бориса Кондакова, проект строительства автомобильного моста Северо-Западной хорды в районе Карамышевского гидроузла проходит через места предположительного массового захоронения заключенных, которые строили канал имени Москвы, а пролет моста «визуально раздавит» павильоны шлюза № 9, сообщает издание «Хранители наследия».
Канал имени Москвы строили заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД в 1932-1937 годах, в 2017 году ему исполнится 80 лет. Он является памятником истории ГУЛАГа, местом памяти жертв политических репрессий, сообщила куратор культурных программ общества «Мемориал» Александра Поливанова на встрече общества в честь юбилея объекта. Кроме того, он представляет собой единый архитектурный ансамбль. Качество архитектуры сооружений канала сравнимо с лучшими советскими памятниками 1930-х годов, говорят архитекторы.
Несмотря на это, у канала до сих пор нет охранного статуса. Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратился в Министерство культуры РФ с просьбой номинировать канал имени Москвы на включение в список ЮНЕСКО. Представители Международного Мемориала, общественного движения «Архнадзор», историки, краеведы, архитекторы предлагают исследовать канал, поставить на охрану захоронения заключенных трудового лагеря, провести государственную историко-культурную экспертизу сохранившихся зданий и сооружений канала.
Координатор выставочной и экспозиционной деятельности Сахаровского центра Наталья Самовер считает, что канал имени Москвы заслуживает признания международных экспертов и государственной охраны на национальном уровне.
Фото: hraniteli-nasledia.com