Питер Нобель-Олейников является потомком промышленника и гуманиста Людвига Нобеля (брата Альфреда Нобеля), основателя нефтяной компании «Братьев Нобель». C 1986 по 1991 год Питер Нобель был первым омбудсменом по вопросам дискриминации, с 1991 по 1994 — секретарем Генерального отделения Красного Креста в Швеции, с 1998 по 2001 — экспертом в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Сейчас Питеру Нобелю-Олейникову 85 лет, он прибыл с визитом в Россию, который организован Фондом поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» и центром «Благосфера» в партнерстве с Нобелевским обществом «Ала-Кирьола», Русским географическим обществом и Генеральным консульством Королевства Швеция в Санкт-Петербурге.
Открытое интервью с Питером Нобелем-Олейниковым «Наследие династии Нобель: нужны ли меценаты в современной России?» провела директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
Быть сильными, как Марта
Питер Нобель-Олейников гордится своей семьей, и не только знаменитым учредителем Нобелевской премии Альфредом Нобелем, но и его братьями, которые жили в Санкт-Петербурге. Самые теплые воспоминания Питера Олейникова связаны с его бабушкой Мартой Людвиговной. Она была дочерью старшего брата Альфреда Нобеля Людвига, шведского и российского инженера, изобретателя, предпринимателя и мецената.
По словам Питера Олейникова, Марта Людвиговна была «выдающейся женщиной». Она получила медицинское образование — была второй в России дипломированной жещиной-врачом, окончила Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, вышла замуж не за шведа, как было принято в семье, а за русского приват-доцента Военно-медицинской академии Георгия Павловича Олейникова.
Марта Нобель-Олейникова
Много внимания Марта Нобель-Олейникова уделяла общественной и благотворительной деятельности. На ее средства были построены и оборудованы в Санкт-Петербурге глазная клиника на 40 мест и факультетская хирургическая клиника на 50 мест. Она также занималась улучшением быта рабочих и служащих, организацией школ, приютов, лечебниц, санаториев. После 1917 года семья была вынуждена покинуть Россию — она уехала сначала в Финляндию, а затем в Швецию.
«Когда ей было 90 лет и у нее было серьезное медицинское заболевание, врачи говорили, что она не переживет. Меня вызвали из Финляндии, где я тогда служил. Это было очень грустно. Бабушка сказала моему отцу: «Нильсен, мне нужно еще два года, я еще не готова, мне нужно кое-что закончить». Прошло два года. И на этот раз она говорит моему отцу: «Нильсен, я сделала все, что хотела в своей жизни. Теперь я готова». Через две недели она ушла. Очень сильная женщина», — вспоминает Питер Нобель.
По словам Питера, такая внутренняя сила — это семейная черта всех членов династии Нобель, которая воспитывается, по его мнению, благодаря доброте. «Если вы добры, но строги, люди вас слушают. Я не думаю, что надо быть ироничным или насмешливым. Бабушка всегда была доброй, понимающей», — говорит Питер Олейников.
Принципы Нобелей
То же самое касалось отношения компании к своим рабочим.
«Дедушка говорил братьям моей бабушки: «У вас 25 тысяч человек работает. Вы хотите их сохранить или считаете, что лучше постоянно менять людей?». Они отвечали: «Нет, конечно, мы хотим их сохранить». Этих людей воспитали компании. Никто не хочет, чтобы от них уходили эксперты, люди, которые умеют работать, — рассказывает Олейников. — Так что же сделать, чтобы удержать этих людей? Помогать им. Дать их детям возможность учиться, удостовериться, что у них есть, где жить, дать им возможность самим учиться. Это то, что братья делали на своих заводах и фабриках. Это передалось моей бабушке как семейная традиция. Мы всегда старались следовать семейным традициям, которые она олицетворяла и воплощала».
Завод Людвига Нобеля в Санкт-Петербурге
Как рассказал Питер Олейников, не все в семье были согласны с завещанием Альфреда Нобеля, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира. И даже король Швеции хотел своим решением прекратить действие завещания Альфреда Нобеля. Но брат Марты Людвиговны Эммануил Нобель сказал «нет» — как написано в завещании, так и будет.
«Король Швеции посчитал, что это очень сильная позиция. И он решил посвятить Эммануила в рыцари. Но Эммануил отказался», — рассказал Питер Олейников.
Новая филантропия
Семья Нобелей следит за вручением премий и старается посещать все церемонии. «Мы должны знать, кто получает эти премии и почему. Касается ли это литературы, физики или других сфер», — отмечает он. По признанию Питера Олейникова он был бы рад, если бы в семье Нобелей появился обладатель Нобелевской премии.
Современные благотворители отличаются от благотворителей прошлого, уверен Олейников. Если раньше они просто доставали деньги из кармана, чтобы открыть школу или больницу, то сейчас очень богатые люди основывают фонды и планируют, что сделать с этими деньгами, проводят серьезную исследовательскую работу.
«Я не думаю, что нужно инвестировать в то, что невозможно измерить и оценить. Например, вы даете деньги школе на детей, где учатся слепые или глухие дети. Важно видеть результат, чтобы в следующий раз было понятно, что эти средства вложены не зря, и стоит ли поддерживать снова проект», — считает потомок Нобелей.
Наталья Каминарская и Питер-Нобель Олейников: гость первого «Открытого интервью» оставляет на память свои мысли о благотворительности центру «Благосфера»
По словам Питера Олейникова, его вдохновляют дети и внуки. Он мечтает, чтобы внуки стали врачами, как его бабушка. И если бы у него была возможность основать собственный фонд, он бы вкладывал средства именно в медицину.
А на вопрос: «О чем бы вы хотели поговорить с Альфредом Нобелем?», Питер Олейников отвечает: «Альфред никогда не женился, я не знаю, была ли у него возлюбленная. Он был полностью погружен в свои изобретения. Он пытался писать поэзию, но у него это получалось не очень хорошо. Я бы, наверное, спросил у него, какая у него была жизнь? Потому что мы этого не знаем».
В начале июля на радио «Эхо Москвы» в программе «Чувствительно» выйдет интервью с Питером Нобелем-Олейниковым.
Питер Нобель-Олейников и радиоведущая Ирина Воробьева после записи эфира на «Эхо Москвы»
Фото: nobel-centre.com, 2do2go.ru, Елена Темичева, Наталья Каминарская