Фестиваль «Театр под солнцем» — это пять мини-спектаклей о благотворительности, созданные Liquid Theatre совместно с центром «Благосфера». Проблемы «планетарного масштаба», как выразился режиссер спектакля Андрей Смирнов, — бездомные животные, загрязнение окружающей среды, оказавшиеся в беде взрослые и одиночество пожилых людей, неадаптированность к миру детей-сирот — воплощает цветная полусфера, в которой происходит театральное действие. Полусфера — это и конура для бездомной собаки, и клеточная структура, где поют стареющие клетки организма, и благотворительный магазин, где можно купить одежду и помочь социально незащищенным людям.
Актеры не собирают пожертвования, а вместе с представителями общественных организаций рассказывают, как помогать с умом. Для этого необязательно иметь много денег или быть супергероем.
Например, чтобы помогать животным, нужно быть человечным, объясняет героиня мини-спектакля. «Я не чувствую себя матерью Терезой, которая бросила всех ради собаки… Это мой осознанный выбор. Для себя я выбрала именно такую ответственность… Ответственность – вообще очень важная штука, которая появляется или не появляется у человека еще в детстве», — читает монолог актриса Liquid Theatre.
Монологи и сюжеты мини-спектаклей составлены на основе рассказов представителей некоммерческих организаций, которые поддерживают детей-сирот, взрослых, бездомных животных, берегут окружающую среду. Актеры словно отвечают на вопросы зрителей, готовые слететь с языка. Разве сиротам в детских домах не нужны шоколадки и подарки? Зачем помогать взрослым? Почему мусор нужно собирать раздельно?
Представитель организации ЭКА Гузель Латыпова показала детям, как сплющить пластиковые бутылки и банки, и демонстрировала, как мало места они занимают после такой обработки.
«К огромной радости в последние несколько лет люди действительно стали больше интересоваться благотворительностью, появилось желание сделать что-то большее, не только для себя. Сейчас развивается направление «умной» благотворительности — очень много постов в Facebook, «ВКонтакте» о том, как не надо помогать, что нужно делать. Это развивает сферу благотворительности и поднимает социальную сферу в России на более высокий уровень», — считает Руслана Яценко, куратор общественной организации «Старшие братья Старшие сестры».
Вместо того чтобы дарить подопечным детского дома подарки на праздники, можно стать их наставником, добавляет Яценко. Ребенок из детского дома не понимает, что такое семья, для него это просто смена обстановки, и ему нужен друг, которому можно довериться. «Для любого человека важно, чтобы кто-то один, какой-то конкретный человек дружил с ним. Наша программа индивидуального наставничества направлена на то, чтобы у каждого ребенка появился человек, который его понимает и принимает», — рассказала Руслана Яценко.
После хора клеток организма, идею которого подсказали волонтеры организации «Серебряный возраст», директор фонда «Православие и мир» Мила Геранина рассказала посетителям парка «Кузьминки» о том, как важно помогать взрослым людям. Вопреки мнению о том, что у взрослых людей всегда есть кто-то, кто их поддержит (в отличие от животных и детей-сирот), взрослые нуждаются в помощи не меньше, чем остальные категории граждан. Если дело касается серьезных заболеваний, например, онкологических, ресурсы семьи могут быть исчерпаны, и помощи ждут от других людей.
Как бы ни наряжали волонтеров в супергеройские плащи и маски, любой волонтер должен быть готов к тому, что он не идет спасать мир, объясняет главный редактор Агентства социальной информации Елена Темичева. «Очень часто порыв души прерывается, когда человек понимает, что он не будет ежедневно спасать мир в костюме супергероя, ему не будут аплодировать и говорить, какой он молодец. За поступки, которые ты совершаешь как волонтер, могут не благодарить публично, но ты все равно получаешь удовлетворение, и это самое главное», — считает Темичева.
«Я считаю, что эксперимент удался. Три показа, три разные площадки, три очень разные аудитории, но в каждой из них случился момент истины – люди включились, стали разговаривать, заинтересовались происходящим, — говорит директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская. — На разных площадках реагировали по-разному, иногда это было неожиданно. Очень интересно, что у наших коллег из некоммерческого сектора, которые участвовали вместе с нами в этом процессе, сильно поменялось отношение от первого к третьему спектаклю. Это видно и по тому, какие они предложили мастер-классы, и по тому, какой интерактив они включили в свои выступления. Спектакль очень живой, он каждый раз меняется, и, я думаю, он будет жить дальше».
«Уличный театр не перегружает мозг длинными рассказами о программах, презентациями фондов. Как любое искусство, он влияет скорее не на сознание, а на ощущение. Через ощущение людям проще рассказать сознательные вещи. Здесь есть возможность свободно приходить и уходить, поэтому спектакль о благотворительности затрагивает достаточно большой поток людей», — отмечает Руслана Яценко.
Следующие спектакли «Благосферы» пройдут уже осенью, после обсуждения в профессиональной некоммерческой аудитории итогов фестиваля и возможного преображения формата из уличного в традиционный театральный.
Первые спектакли «Театра под солнцем» можно было увидеть в парках «Царицыно» и «Музеон».
Фото: Ольга Воробьева